50 км/ч и автофиксация: зачем ограничили скорость и как будут ее контролировать

Размещено: 28.11.2017
50 км/ч и автофиксация: зачем ограничили скорость и как будут ее контролировать

Кабмин взялся за культуру вождения на украинских дорогах. Не забывая о том, что автомобиль - источник повышенной опасности, правительство перевоспитывает водителей. Уже вступили в силу повышенные требования к новичкам - после сдачи экзамена им будут выдавать права сроком на два года. С 1 января 2018 года заработает еще одно новшество, которое уже касается всех без исключения водителей, - ограничение скорости в населенных пунктах до 50 км/ч вместо 60 км/ч. На очереди согласование в парламенте новых штрафов, полномочий полицейских и запуск системы фото- и видеофиксации.

Ограничение скорости

50 км/ч - стандартное европейское скоростное ограничение. 60 км/ч, которые были допустимы в Украине, остаются верхней скоростной планкой только в нескольких государствах - бывших республиках СССР: России, Грузии, Беларуси, Армении, Азербайджане. Но новые нормы не категоричны.

Местные власти вправе менять скоростной режим, в ПДД все еще есть пункт о допустимом превышении скорости 20 км/ч. Его не отменили, а только обещают пересмотреть в сторону уменьшения, до 10 км/ч. Но есть ли смысл ограничивать скорость, если это невозможно проверить с помощью камер автоматической фиксации?

"Нет контроля за скоростью - можно ехать по городу хоть 120 км/ч. Но до момента, пока не происходит ДТП, - объясняет правозащитник Владимир Караваев. - Сейчас осенне-зимний период, пешеходов плохо видно, очень много ДТП с ними. У нас по-прежнему не освещаются пешеходные переходы, ездят автомобили с "колхозными" фарами, которые слепят встречных. Моделируем ситуацию: водитель двигается со скоростью 50 км/ч, пешеход выбежал на дорогу в неположенном месте - вина будет возлагаться на пешехода, а водитель ничего не нарушал. Моделируем другую ситуацию: водитель двигался со скоростью 60 км/ч. Он превысил, а вот если бы двигался со скоростью на 10 км/ч меньше, он мог бы заметить пешехода, успеть отреагировать, был бы короче тормозной путь. В данном случае вина водителя будет очевидна. Вот в чем принципиальная разница".

То есть новые скоростные ограничения эффективны, если речь идет о ДТП. Но как же быть со штрафами, которые можно было бы взимать за их нарушение? Тут мы снова возвращаемся к вопросу автоматической фото- и видеофиксации. В МВД об этом говорят с оптимизмом, но есть оговорки, которые не позволяют его разделить.

Законопроекты и противоречия

Законопроект № 7286 Кабмин подал в парламент 14 ноября этого года. Он ужесточает ответственность водителя, закрепляет презумпцию правоты полицейского, увеличивает сроки наложения штрафа с трех месяцев до года и финальный аккорд - возвращает фото- и видеофиксацию через изменения статьи 40 закона о Нацполиции.

Есть еще "законопроект о парковках" №5364. Среди прочего его авторы предлагают внести соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях, где и прописаны правила фото- и видеофиксации, в том числе и при нарушении водителем скоростного режима.

"Запустить фиксацию можно и сейчас, - говорит Владимир Караваев. - Но после этого пойдут судебные иски от владельцев транспортных средств, которые получат "письма счастья", но ничего не нарушали. Сразу поднимется решение Конституционного суда, и судьям ничего не останется, кроме как удовлетворять эти иски. Пойдет судебная практика, которая и остановит весь процесс фотофиксации. Не нужно будет решения КСУ. Оно уже есть. Очень опасный момент, потому что в 2009 году у нас уже был фальстарт. Все уже понимают, какие моменты будут противоречить и что необходимо делать. Если захлебнется и этот этап, нас отбросит лет на пять".

С фиксацией и "письмами счастья" ситуация неоднозначная. В 2010 году КСУ признал неконституционными ранее принятые изменения в Административный кодекс об ответственности собственника автомобиля. Сейчас также подразумевается, что ответственность за нарушение будет нести владелец авто. Но на законодательном поле ничего не изменилось. Как и раньше владелец за водителя не отвечает, а по Конституции (статья 61) ответственность может быть только индивидуального характера. Если полиция потребует от владельца предоставить информацию о водителе, а им окажется кто-то из родственников или сам хозяин авто, он вправе не давать показания пост. 63 Конституции.

Казалось бы, есть выход - установить дорогое оборудование, которое позволит идентифицировать водителя. Но это слишком сложный путь. Можно поступить проще - перенять зарубежный опыт, чего нет в законопроектах №7286 и №5364.

"В европейских странах для начала вы получаете уведомление. Вам говорят, что на зарегистрированном за вами транспортном средстве совершено правонарушение, зафиксированное в автоматическом режиме. Вам дают время для того, чтобы сообщить, кто управлял. Если это не происходит, полиция выписывает штраф на владельца. Но выписывает не за нарушение, а за то, что он отказался сообщить полиции, - объясняет Караваев. - Это решает вопрос индивидуальной ответственности, закрепленный в ст. 61 Конституции. Но пока нет обязанности, нет и ответственности. Есть еще 63 статья Конституции: у нас лицо не несет ответственность за отказ давать показания против себя и своих родственников. Есть два варианта. Первый - менять Конституцию, что нереально. Второй - идти с учетом мировой практики. Например, в США в таком случае вводится понятие рецидива транспортного средства: человек владеет транспортным средством, которое нарушает права других участников дорожного движения. К такому ТС государство вправе применить санкции. Идете страховать автомобиль, а по нему рецидив, значит, страховка будет стоить дороже. Есть еще целый перечень по рецидиву. Мы это прописали в законопроекте №5184 как "потенциально опасное транспортное средство".

Этот законопроект о дорожном движении и его безопасности уже год лежит в парламенте. Он прошел семь комитетов, но так и не попал в сессионный зал, а 16 ноября появился проект постановления: отправить законопроект на доработку. То есть у него самый длинный "тормозной путь" из всех законопроектов, которые легализуют фото- и видеофиксацию. Законопроект Кабмина № 7286, где эта норма соседствует с высокими штрафами и ужесточением ответственности водителя, появился в Раде только 16 ноября, и его дважды не смогли включить в повестку дня. Ближе всех к финишу законопроект о парковках №5364, который прошел первое чтение. Его в любой момент могут принять, и запустить процесс автоматической фиксации. Со всеми ее давними проблемами.

Анна Гончаренко


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.