Тяжкий ген преемственности, или очередное безумие Верховной Рады

Размещено: 25.01.2018
Тяжкий ген преемственности, или очередное безумие Верховной Рады

Можно относиться ко всему этому легкомысленно, да многие так и делают. Проект закона «О правопреемстве Украины от Украинской Народной Республики» похож на один из многих безумных проектов, появляющихся в канцелярии Верховной Рады чуть ли не каждую неделю.

Но особенность безумия в том, что оно системно и преследует четко понимаемые цели. Никто не верил, например, что 9 мая перестанет быть праздником - это же такой праздник! А оно перестало, и примеров можно сходу набросить целый ворох.

Декоммунизация идет на всех уровнях, и отказ от преемственности УССР - самый верхний из них. Только если переименования, памятники и празднично-скорбные даты – это дело наше сугубо внутреннее, то от кого есть пошла Республика Украина 1991 года уже вопрос международного права и очень, очень большой политики. Даже несмотря на то, что прошло сто лет, в этом смысле у государств память длинная.

На первый, неискушенный взгляд, объявить период с 18 марта 1921 по 23 августа 1991 года оккупацией со стороны РСФСР, правопреемником которой был СССР (а его – Российская Федерация) – это сразу напроситься на претензии по границам. Однако сторонники «непрерывной линии украинской государственности» с готовностью достают карту (которую немцы готовили для Парижской мирной конференции), на которой границы УНР захватывают часть Брянской области и Кубань, простираясь «от Сяна до Дона». Мол, еще вопрос, кто кому должен.

Поэтому важно разобраться в вопросе, что называется, по понятиям. 

Под правопреемством государств в международном праве понимается переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику. Это может касаться территории, государственных границ, международных договоров, государственных долгов, собственности (в том числе, за границей), правопреемство государственных архивов. За международно-правовое регулирование в этой сфере отвечает профильная Венская конвенция 1978 года, к которой Украина присоединилась 17 ноября 1992 года. И с точки зрения этого документа законопроект группы отчаянных националистов – настоящий пир духа. К примеру, возьмем статью 3; в ней сказано, что Украина не несет никаких обязательств по международным договорам, заключенным от имени УНР (поскольку была оккупирована).

В своем стремлении получить всё хорошее, избавившись от всего плохого, законотворцы попытались обойти позорный факт подписания Петлюрой Варшавского договора 21 апреля 1920 года, по которому так трогательно отмечавшаяся Злука была денонсирована, а вся Галичина, Западная Волынь и часть Полесья были признаны территорией суверенной Польши.

Но так это не работает.

Договоры продолжают действовать в отношении государства-преемника, если стороны (в данном случае Украина и Польша) не договорились об ином. Вот если, как положено, считать правопреемство от УССР, тогда другое дело – территория перешла к другому государству и до свидания. Но если мы говорим УССР «остаточне прощавай», Польша готова вернуть в свой состав законные владения. Тем более, она по этому поводу еще не высказывалась, а односторонний отказ в международном праве за мясо не держат.

Кроме Западной Украины есть еще другие территории, право на владение которыми доказать не получится. Вопреки обширной пояснительной записке к законопроекту 7521, УНР не имела границ, признанных мировым сообществом и закрепленных соответствующими договорами. Речь может идти о территории государства, которая приблизительно совпадает с границами Киевской, Житомирской, Винницкой и, возможно, Черниговской и Полтавской областей. Донбасса и Крыма в составе УНР не было никогда, причем Крым даже на фантастических картах – помеченное сереньким зарубежье.

Четыре года борьбы рассыпаются мелким прахом, как вам такое?

Далее, по статье 12 Конвенции под правопреемство не попадает имущество. Если УНР была оккупирована, то автоматически всё, что Украина получила как свою долю наследства в момент распада СССР, становится собственностью России. Золотовалютный резерв, Черноморский флот, имущество за границей. Все предприятия, построенные на «оккупированной территории», тоже становятся собственностью России, и она с удовольствием подаст иски в международный суд. Даже ради спортивного интереса.

Официальный Киев, безусловно, будет вправе предъявить ей требования в части компенсаций за преступления, «совершенные тоталитарным коммунистическим режимом в период оккупации территории Украины с 18 марта 1921 года по 23 августа 1991». Только встречные требования РФ к Украине могут превысить их значительно. 

Ну, а «вишенкой на торте» станут долги УНР, которые автоматически перейдут Украине. Так велит коварная статья 33 Венской конвенции, и вот тут возникает вопрос: друзья нам авторы замечательного законопроекта и их идейный вдохновитель Владимир Вятрович, или хорошо замаскированные враги?

Дмитрий Заборин

историк, директор Центра прикладной политологии