"Оппозиционная платформа - За жизнь" назвала свое видение устройства Верховной Рады девятого созыва

Размещено: 12.08.2019
"Оппозиционная платформа - За жизнь" назвала свое видение устройства Верховной Рады девятого созыва Верховная Рада. Фото: informator.press

Партия "Оппозиционная платформа - За жизнь" внесла предложения о создании в Верховной Раде Украины девятого созыва 23 комитетов и одной комиссии по вопросам приватизации.

Их предложения отличаются от предложенного "Слугой народа" тем, что они считают принципиально важным создание двух новых комитетов: Комитета по вопросам комплексного решения проблем Донецкой и Луганской областей и Комитета по вопросам семьи, молодежной политики и спорта. Более эффективное распределение предметов ведения парламентских комитетов позволило выйти на число комитетов - 23 плюс комиссия по приватизации, в отличие от 22 плюс комиссия по приватизации, предложенных "Слугой народа".

Кроме того, в партии настаивают, что формирование руководящего состава комитетов Верховной Рады должно проходить с учетом европейской практики обязательного предоставления оппозиции реальных возможностей контроля за деятельностью власти.

Венецианская комиссия и Парламентская ассамблея Совета Европы неоднократно отмечали особое значение и роль оппозиции в демократическом обществе. К главной функции оппозиции всегда относился контроль за деятельностью власти и недопущением нарушений демократических стандартов правового государства. Для этого в демократическом парламенте оппозиция должна возглавить комитеты, к ведению которых относится свобода слова и деятельность СМИ, защита прав человека, регламентные процедуры самого парламента и контроль над расходованием средств Государственного бюджета.

Оппозиция всегда получает также право на должность вице-спикера парламента и пост Уполномоченного по правам человека. Именно на эти должности должны быть назначены представители "Оппозиционной платформы - За жизнь" как второй по численности парламентской партии, единственной реально оппозиционной силы к курсу партии власти и ее сателлитов в Верховной Раде нового созыва. Новый закон "Об оппозиции" должен урегулировать права оппозиции по контролю за властью, участие оппозиции в ЦИК, Счетной палате, АМК и других регуляторах.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Украины "О комитетах Верховной Рады Украины", ч. 4 ст. 81 Регламента Верховной Рады Украины распределение должностей руководителей, заместителей и секретарей комитетов определяется пропорционально от количественного состава фракций к фактической численности Верховной Рады. Сейчас обсуждается создание 23-24 комитетов/комиссий Верховной Рады. Исходя из количества избранных народных депутатов и будущего численного состава фракций и общего количества депутатов парламента, законное и справедливое распределение сфер ответственности следующее:

"Слуга народа" - 254 депутата.

424/23 (либо 24) = 18,43 (17,67)

254/18,43 (17,67) = 13,78 (14,37)

Должна получить по 14 позиций глав, заместителей и секретарей комитетов.

"Оппозиционная платформа - За жизнь" - 47 депутатов.

424/23 (либо 24) = 18,43 (17,67)

47/18,43 (17,67) = 2,55 (2,66)

Должна получить по 3 соответствующих должности.

"Батькивщина" - 26 депутатов.

424/23 (либо 24) = 18,43 (17,67)

26/18,43 (17,67) = 1,41 (1,47)

Должна получить по 1 соответствующей должности.

"ЕС" - 25 депутатов.

424/23 (либо 24) = 18,43 (17,67)

25/18,43 (17,67) = 1,36 (1,41)

Должна получить по 1 соответствующей должности.

"Голос" - 20 депутатов.

424/23 (либо 24) = 18,43 (17,67)

20/18,43 (17,67) = 1,09 (1,13)

Должна получить по 1 соответствующей должности.

Внефракционные депутаты:

23(24)-14-3-1-1-1=3(4)

должны получить по 3(4) соответствующих должности.

Любой другой принцип распределения сфер ответственности в парламенте стал бы незаконным, неконституционным и прямым нарушением демократических норм в стиле Порошенко-Парубия.

"Оппозиционная платформа - За жизнь" призывает партию "Слуга народа" и ее фактического руководителя президента Украины Владимира Зеленского не повторять ошибок предыдущей власти. Парламентское меньшинство должно получить возможность эффективно выполнять свои контрольные функции, которые четко обозначены в докладах Венецианской комиссии и резолюциях ПАСЕ и строго соблюдаются любой европейской демократией. Вопрос руководства традиционно "оппозиционных" комитетов Верховной Рады - тест для Зеленского и его партии на их отличие от Порошенко и готовность соответствовать европейским демократическим стандартам правового государства.