Не та АТО: что изменилось за четыре года военного конфликта

Размещено: 13.04.2018
Не та АТО: что изменилось за четыре года военного конфликта facebook/petroporoshenko

Четыре года назад, 13 апреля 2014 года, Совет нацбезопасности и обороны объявил о начале Антитеррористической операции в Славянске.

За прошедшие годы армия стала на путь реформирования, Украина потеряла непосредственно или в связи с АТО больше 10 тыс. человек, АТО собираются завершить, применив новую форму обороны. Но окончание военного конфликта не стало осязаемой перспективой.

Армия

Расходы выросли. В госбюджете на 2018 г. на расходы Минобороны заложено 86,58 млрд грн. Из них 59,84 млрд грн - на Вооруженные силы Украины, а 16,36 млрд - на вооружение. Для сравнения, в В 2014 г. расходы на Минобороны были предусмотрены на уровне 13, 677 млрд грн, из них на ВСУ - 11,319 млрд и на вооружение - 556,8 млн грн.

Появились десятки тысяч опытных бойцов. По данным Госслужбы ветеранов, по состоянию на 29 марта 2018 года статус участника боевых действий получили 329 488 бойцов АТО.

Украина стремится в НАТО. В июле Верховная Рада приняла изменения в законы "Об основах внутренней и внешней политики" и "Об основах национальной безопасности", закрепив в качестве приоритета вступление Украины в НАТО.

По информации министра обороны Степана Полторака, в 2020 году Украина должна полностью перейти на натовские стандарты, а сейчас мероприятия по переходу выполняются на 90%. Министр обороны выделяет пять целей для модернизации: система управления ВСУ, оборонное планирование, единая система логистики и медобеспечения, обороноспособность, военный резерв.

Фото:mil.gov.ua

"Развертывание ВСУ, введение новых форм одежды, новых различительных знаков и создание Сил специальных операций - это светлые пятна за четырехлетнюю новейшую историю Вооруженных сил. И то начальник Генштаба сделал нам медвежью услугу: на весь мир в интернете засветил руководящий состав Сил специальных операций, которые создавались с помощью и благодаря специалистам НАТО, - говорит военный эксперт Олег Жданов. - Мы приняли на вооружение некоторые новые виды оружия, но, тем не менее, в войска они поступают в единичных объемах. Не произошла структурная реформа ВСУ, хотя Стратегический оборонный бюллетень с концептом реформирования был написан в Брюсселе с нашим участием и по нашей просьбе и был введен в действие президентом в мае 2016 года. Четвертую годовщину мы встречаем при отсутствии программы реформирования ВСУ. Мы не ответили на главный вопрос: что мы хотим получить в результате реформы? Армию какого типа, образца, какой численности, с каким технологическим уровнем мы хотим?


Мы развернули армию, научились воевать на тактическом уровне, уровень рота-батальон у нас прекрасно выполняют боевые задачи, в пределах своей компетенции. Создали резерв численностью до 150 тыс. человек - это те, кто были мобилизованы, прошли боевые действия и находятся в запасе. Наверное, все.


Такое впечатление, что весь Генштаб ищет книгу "Стандарты НАТО", не может ее найти, поэтому у нас их нет. Но такого общего понятия не существует. Есть стандарты калибра боеприпасов, систем связи, систем ПВО, опознавательных знаков и систем взаимодействия между войсками НАТО. Это узконаправленные стандарты в определенных категориях. А есть перечень политических, военных и экономических требований, чтобы страна соответствовала критериям для возможной подачи заявки на вступление в НАТО".  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: МИНИСТР ОБОРОНЫ-"ПИДЖАК", 5% ВВП НА ОБОРОНУ И СТАВКА ПОРОШЕНКО - ЧТО ИЗМЕНИТ ЗАКОН О НАЦБЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЕ

Потери

Безвозвратные гражданские потери. По данным ООН, с апреля 2014 г. по 15 августа 2017 г. количество погибших гражданских лиц составило 2 595 человек. Доклады ООН после этого появлялись еще дважды и трагическую статистику можно уточнить: еще 15 человек погибли в период с 16 августа по 15 ноября 2017 г. и 12 гражданских - в период с 16 ноября 2017 г. по 15 февраля 2018 г. То есть за четыре года АТО погибли, по меньшей мере, 2 622 мирных жителя.

Безвозвратные военные потери. Вице-спикер ВР и представитель Украины в гуманитарной подгруппе Минской трехсторонней контактной группы Ирина Геращенко говорила, что по состоянию на 23 марта 2018 г. количество погибших в АТО военнослужащих составило 2 383 человека. Однако в декабре 2017 г. президент Петр Порошенко называл иные цифры: 2 750 погибших военнослужащих и 2 400 из них - из состава ВСУ.

Также, по данным военного прокурора Анатолия Матиоса, с апреля 2014 г. больше 10 тыс. военнослужащих погибли не в результате боевых действий.

Фото:slovoidilo.ua

Экономические потери. В марте 2018 г.Петр Порошенко заявил, что в результате аннексии Крыма Украина потеряла 3,6% ВВП; 80% нефтегазовых залежей в Черном море; 10% портовой инфраструктуры. Потери ВВП в результате оккупации части Донбасса - 15% и 25% промышленности.

О том, сколько может стоить и сколько продлится восстановление Донбасса, единого мнения нет. Экс-премьер Арсений Яценюк в 2014 г. оценивал расходы на восстановление после окончания боевых действий на уровне 8,1 млрд долл. Недавно советник президента Александр Пасхавер сказал, что расходы превысят 50 млрд долл., а сам процесс продлится более десяти лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДЕЛО ВЕТЕРАНОВ: ЗАЧЕМ В УКРАИНЕ СОЗДАЮТ НОВОЕ МИНИСТЕРСТВО

Статус

АТО скоро закончится. 18 января 2018 г. ВР приняла закон о реинтеграции Донбасса, 20 февраля его подписал Петр Порошенко. Президент также заявил, что в мае этого года Антитеррористическая операция завершится, и Украина на Донбассе перейдет к другому формату обороны.

Чем она станет. Вместо АТО будет проходить операция Объединенных сил. В марте президент уже назначил командующего Объединенных сил - им стал генерал-лейтенант Сергей Наев. СБУ уже передала свои полномочия по руководству АТО Объединенному оперативному штабу ВСУ, тем самым Объединенным силам.

"Объективно ничего не изменится. Это, во многом, информационный пиар-проект. Он, в первую очередь, направлен на то, чтобы дать ответ критикам президента, которые говорили: какая АТО, если, фактически, это война? – объясняет политолог Петр Олещук. - Президент мог ввести военное положение. Он этого не делает по политическим соображениям. Военное положение подменяется целым рядом правовых суррогатов. Первым было решение о создании военно-гражданских администраций, теперь - операция, которая включает в себя некоторые признаки военного положения с более широкими полномочиями Объединенных сил и, в том числе, президента".  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЗАКОН О РЕИНТЕГРАЦИИ ДОНБАССА: ЧТО БУДЕТ С АТО, МИНСКИМИ СОГЛАШЕНИЯМИ И КОНТРАБАНДОЙ

Окончание конфликта

Переговоры. 5 сентября 2014 года были подписаны Минские соглашения - комплекс шагов для реализации мирного плана президента. 12 февраля 2015 года был подписан комплекс мер по выполнению соглашения, известный как вторые Минские соглашения.

Сформировался международный переговорный формат решения военного конфликта - "нормандский". "Нормандская четверка", в составе глав Украины, Германии, Франции и России, встречались четыре раза: 6 июня и 16-17 октября 2014 года, 2 октября 2015 года и 19 октября 2016 года. Минские соглашения закреплены резолюцией Совбеза ООН.

Фото:mk.ru

"Как ни парадоксально, сейчас мы дальше от разрешения военного конфликта, чем были в начале, - говорит политтехнолог Александр Кочетков. - Тогда (в 2014 г., - ред.) свежеизбранный президент Порошенко намеревался военным образом вернуть контроль над границей и дальше с сильных переговорных позиций урегулировать конфликт. На Донбассе он должен был быть урегулирован полностью на позициях Украины, а дальше процесс распространялся бы на возвращение Крыма. Так это представлялось в 2014 году. Но АТО оказалась неподготовленной авантюрой. Она опиралась на бравурные оценки, но без реальной оценки наших возможностей и того противодействия, которое способно оказать Россия.

Почему-то наши стратеги считали, что Россия ограничится так называемыми "добровольцами" и поставками вооружений и не будет переходить границу. Они решили, что с нами будут воевать по неким правилами, которые они же и придумают. Но Россия воюет по своим правилам.

Сейчас Крым выведен за реальные переговорные скобки, чего и добивалась Россия. Минский процесс, который является следствием военных неудач новой власти, предполагает политическое урегулирование. В него, с непременной подачи России, входят: особый статус региона, амнистия боевиков и выборы. То есть минское урегулирование, в отличие от концепции 2014 года, идет под диктовку России. Соответственно, Украина не может согласиться на это, Россия не готова отступить, и наш конфликт становится тлеющим, затяжным и находится дальше от разрешения. При этой власти конфликт не будет урегулирован. Я убежден, что это сможет сделать только новая власть. У нее будет моральное право предложить новые подходы, каким-то образом модифицировав позицию наших западных партнеров".  

Анна Гончаренко 


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.