Министр обороны-"пиджак", 5% ВВП на оборону и Ставка Порошенко - что изменит закон о нацбезопасности и обороне

Размещено: 05.04.2018
Министр обороны-"пиджак", 5% ВВП на оборону и Ставка Порошенко - что изменит закон о нацбезопасности и обороне kievpravda.com

Верховная Рада приняла в первом чтении президентский законопроект о нацбезопасности и обороне. Фундаментальный документ, который должен направить сектор безопасности и обороны в сторону стандартов НАТО, могут вынести на второе чтение в конце мая. К тому времени его предстоит доработать. Дело в том, что к законопроекту уже выдвинули претензии зарубежные партнеры, и его может постигнуть судьба законопроекта об антикоррупционном суде - парламент и президент будут ломать копья из-за нескольких спорных норм.

NewsOne.ua разбирался, что должно измениться в вопросах безопасности и обороны, почему это очень важно и почему не все предложенное устраивает НАТО и ЕС.

Что важно?

Руководство Минобороны. Министра и его заместителей будут назначать из числа гражданских лиц. В переходных положениях указано, что мы перейдем к такому принципу назначения в 2019 г. Руководство МО из "пиджаков" (так зовут офицеров, которые пришли в армию из гражданского вуза)  - это международная практика. С другой стороны, по международным стандартам за МО стоило бы оставить только административное управление. Но в законопроекте за ним оставляют военно-политическое руководство, и гражданскому министру будет подчиняться главнокомандующий.

Главнокомандующий. Это новая и наивысшая военная должность. Сейчас главнокомандующим ВСУ является начальник Генштаба, но эти должности разделят. Глава Генштаба уйдет в подчинение главнокомандующему. Назначать на эту должность и увольнять с нее будет президент.

Национальные интересы. Сейчас они обозначены в законе о нацбезопасности, и среди них есть развитие духовности, интеллектуального потенциала, морали, стимулирование рождаемости, свободное развитие, языковое многообразие. Теперь нацинтересы предлагают свести к трем постулатам:

- суверенитет и целостность, демократический конституционный строй, недопущение вмешательства во внутренние дела Украины;

- развитие национальной экономики, гражданского общества и государства;

- евроинтеграция Украины, членство в ЕС, НАТО и взаимовыгодные равноправные внешние отношения.

Угрозы нацинтересам должны быть обозначены в стратегиях нацбезопасности, военной безопасности, кибербезопасности, которые одобряет СНБО и утверждает президент.

Состав сектора безопасности и обороны. В него входят: Минобороны, ВСУ, Госслужба спецтранспорта, МВД, Нацгвардия, Нацполиция, Госпогранслужба, Миграционная служба, ГСЧС, СБУ, Госохрана, Госспецсвязи, аппарат СНБО, разведорганы.

Президент - верховный главнокомандующий и руководит сферой безопасности и обороны. Закон указывает, как именно руководит: от указов и присваивания званий - до введения военного положения.

Фото: twitter.com/STsegolko

Военный конфликт. В законопроекте есть формулировка: это форма разрешения внутреннего и внешнего конфликта с применение военной силы с двух сторон. Основные виды - война и вооруженный конфликт. В документе объяснили, что такое вооруженный конфликт - вооруженное столкновение между странами или враждующими сторонами, но, что такое война и чем она отличается от вооруженного конфликта, не указали.

Финансирование. Объем расходов на безопасность должен быть не меньше 5% ВВП и не меньше 3% должно идти на силы обороны - это ВСУ, военные формирования, правоохранители и разведка, органы спецназначения с правоохранительными функциями.

Общественный контроль сектора безопасности и обороны. Граждане Украины могут осуществлять его через общественные объединения, депутатов, омбудсмена. Общественные объединения могут получать информацию о деятельности сектора безопасности и обороны, кроме информации с ограниченным доступом, проводить исследования, общественную экспертизу и участвовать в дискуссиях.

Планирование. Законопроект определяет три временных отрезка планирования и для каждого отведены свои способы:

  • долгосрочное - больше пяти лет: стратегии нацбезопасности, военной безопасности, общественной безопасности и гражданской защиты, развития оборонно-промышленного комплекса, кибербезопасности и Национальная разведывательная программа;
  • среднесрочное - до пяти лет: другие стратегические документы, программы по развитию - оснащению современным вооружением и техникой, созданию запасов материально-технических средств и мощностей оборонно-промышленного комплекса;
  • краткосрочное - до трех лет: планы содержания и развития сектора безопасности и обороны, основные показатели государственного оборонного заказа.

СБУ и Ставка верховного главнокомандующего. В марте к документу высказали свои претензии глава Представительства ЕС в Украине Хюг Мингарелли, посол США Мари Йованович, глава Представительства НАТО в Украине Александр Винников и глава Консультативной миссии ЕС в Украине Кястутис Ланчинскас. В законе об СБУ написано, что Служба подконтрольна и президенту, и ВР. Но в статье 19 законопроекта указано, что СБУ подчинятся только президенту, а глава СБУ только лишь ежегодно отчитывается перед парламентом. ЕС и НАТО хотят парламентского контроля над СБУ.

Есть еще одно новшество, которое не устраивает ЕС и НАТО и не соответствует международным стандартам - новелла о Ставке верховного главнокомандующего. Указ о создании Ставки с совершенно секретным положением о ней президент подписал в сентябре 2017 года. Законопроект закрепляет статус Ставки - ее СНБО сможет создавать при неких особых условиях.

Читайте также: Пора любить избирателей: что повысят, пообещают и сделают политики во время предвыборной кампании

Что меняется в законодательстве?

Презентуя документ в Раде, секретарь СНБО Александр Турчинов назвал его рамочным. Но в главном научно-экспертном управлении ВР отметили, что документ должен быть таким, а вместо этого его решили сделать всеохватывающим и рекомендовали доработать.

Если документ примут во втором чтении, то он отменит три действующих закона: "Об основах национальной безопасности Украины" и "О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства" (оба вступили в силу в 2003 г.) и "Об организации оборонного планирования" (вступил в силу в 2005 г.) Также он внесет изменения в семь законов: об обороне, Вооруженных силах, СНБО, СБУ, Нацгвардии, спецслужбе транспорта, регламенте ВР.

Читайте также: Скандальные е-декларации антикоррупционеров: зачем они нужны и почему их не отменили

Почему законопроект нужен?

Олег Жданов, военный эксперт:

- Законопроект очень важен - он должен конкретизировать задачи по созданию системы обороноспособности страны, распределить полномочия между силовыми структурами и очертить полномочия гражданского контроля.

Но история повторяется та же, что и с законопроектом об антикоррупционном суде. Написали, но не совсем то, что нужно было. Документ критиковали в штаб-квартире НАТО, там высказали много замечаний по содержанию. Но голосование в первом чтении - это откладывание проблемы в долгий безразмерный ящик - песня бесконечная. Я думаю, что к антикоррупционному суду вернутся не раньше выборов, если не будет внешнего давления, и с законопроектом о нацбезопасности, возможно, будет та же картина.

Под указ президента, который ввел в силу Концепцию национальной безопасности и обороны и которая была запущена с января 2016 года, Генштаб должен был написать Военную доктрину. После появления новой Военной доктрины, все силовые ведомства, которые в ней участвуют, должны написать программы развития своих структур в ключе политики, которая изложена в Концепции и Доктрине. На сегодняшний день программ развития армии, перевооружения, реформирования СБУ нет. МВД рапортует о завершении реформы, но я плана не видел - что и как они реформировали. Законопроект дал возможность оттянуть на неопределенный срок написание всех этих основополагающих документов, которые должны лечь в основу реформы силового блока и системы обороноспособности. 

 

Анна Гончаренко


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.