Ученые нашли черную дыру, которая может искривлять пространство

Размещено: 09.11.2018
Ученые нашли черную дыру, которая может искривлять пространство Черная дыра поглощает звезду. Иллюстрация: ESO/L.Calçada

Черная дыра в двойной системе 4U 1630−47 вращается со скоростью, близкой к скорости света. Об этом сказано в исследовании, проведенном учеными во главе с  Институтом фундаментальных исследований Тата в Индии и опубликованном в журнале The Astrophysical Journal.

Черную дыру зафиксировал в 2016 году индийский астрономический спутник AstroSat. Тогда астрономы заметили необычное рентгеновское излучение, исходящее от нее. Выяснилось, что это вызвано попаданием газа и пыли в черную дыру. По подсчетам астрономов, объект находится в 15 либо 37,5 тысячах световых лет от Земли. Масса черной дыры составляет, предположительно, 10 масс Солнца.

Ученые утверждают, что вокруг таких черных дыр существует мощное гравитационное поле. Их изучение может пролить свет на фундаментальные законы Вселенной и помочь понять, как образуются галактики.

"Измеренная скорость вращения этой экзотической черной дыры находится очень близко к максимально возможной, описанной Общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Открытие таких объектов очень важно, поскольку они позволяют изучать самые экстремальные аспекты Вселенной и фундаментальную физику, связанную с ним", - объясняет Судип Бхаттачарья, сотрудник Института фундаментальных исследований Тата в Индии и соавтор работы.

Анализ наблюдений телескопа показал, что скорость вращения черной дыры, получившей название 4U 1630−47, всего на 10% меньше максимально возможной по Общей теории относительности.

"Каждую дыру можно характеризовать только по ее массе и скорости вращения. И если массу можно измерить сравнительно легко, то скорость вращения вычисляется лишь с помощью высокоточного рентгеновского наблюдения”, - также отмечает Бхаттачарья.

Кроме черной дыры в системе 4U 1630−47, известны лишь четыре объекта с такой же скоростью вращения. Согласно теории относительности, если черная дыра вращается достаточно быстро, она может вызвать вращение пространства вокруг.

Как сообщал NEWSONE ранее, исследователи из Лестерского университета выяснили, с какой скоросью черные дыры поглощают материю.