Спор МВФ и Украины: придется мириться или пора расходиться

Размещено: 17.01.2018
Спор МВФ и Украины: придется мириться или пора расходиться

Отношения между МВФ и Украиной проходят очередную проверку на прочность: Фонд высказал неудовольствие по поводу законопроект об Антикоррупционном суде. Документ упрекнули в том, что он не соответствует требованиям МВФ и Венецианской комиссии, общественный совет международных экспертов играет лишь совещательную, а не решающую роль, не учтена юрисдикция НАБУ и САП и т.д. Украина не впервые пренебрегает "маячками" МВФ и требованиями международных доноров, но уникальность момента именно в развернутой, публичной и жесткой критике. Эксперты объяснили, почему разозлился МВФ и значит ли это, что сотрудничество с Фондом может прерваться?

Виктор Небоженко, директор социологической службы "Украинский барометр":

- МВФ со дня своего основания в середине прошлого века считается чисто западным империалистическим колониальным инструментом борьбы с хорошими странами. К чему я веду? Чем хуже у нас будут отношения с МВФ, тем больше это будет нравится Кремлю.

Во многом хамство и невыполнение обязательств Украиной перед МВФ связаны с двумя вещами. МВФ очень не нравится, что украинцы прикрывают свои коррупционные или около коррупционные дела волей МВФ. Президент Порошенко и премьер-министр Гройсман часто прикрываются при тех или иных решениях волей Фонда. Второе – список с планами, который частично не выполняется Украиной. Не будем углубляться в то, чего стоят рекомендации Фонда. Но если наши чиновники их подписывают, значит соглашаются. До того, как подписать, можно не соглашаться, как делают многие страны. Но украинцы с легкостью подписывают, а потом с легкостью саботируют.

МВФ спокойно идет на этот разрыв. Но, повторюсь, тут есть большая политика. Чем это закончится? Двойной инфляцией. Поисками живой или мертвой Валерии Гонтаревой, потому что инфляционный виток начался с нее.

МВФ прекрасно знает, что если Украина не получает транш, начинает расти инфляция. А сочетание инфляции с трудностями бизнеса и государства – очень опасное. Президент с премьер-министром сильно рискуют в своих отношениях с МВФ. Инфляция реальна – это то, в чем всегда будут обвинять правительство.

МВФ обижен, что его используют в пропагандистских целях. Ему не нравится, когда африканские племена говорят, что они не виноваты, а белые дяди все это сделали. Если мы что-то не выполняем, тогда не нужно подписывать. Может проблема в том, что министры не знают английского языка и ставят под соглашениями свои крестики. Игра плохая. Так сильно как сейчас Украина еще с МВФ не конфликтовала. Раньше она тихо набирала долги, сейчас их уже 30 млрд.

Я думаю, что на каком-то этапе будет подписано какое-то очередное обязательство. С Антикоррупционным судом готовится то, что заставит задохнуться от нашей наглости МВФ и Венецианскую комиссию: Антикоррупционный суд будет принят законом, но потом группа депутатов нагло обратится в Конституционный суд о неконституционности Антикоррупционного суда. Он действительно неконституционный, не прописан в основном законе. КСУ может это подтвердить. Это будет большим нахальством. Порошенко скажет, что мы все сделали – давайте нам деньги, а разве он виноват, что депутаты оказались демократами?

Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины:

- Будет ли продолжено сотрудничество с МВФ, сейчас полностью зависит от президента и его политической группы, которая руководит и Кабмином, и Нацбанком, и большинством в парламенте.

Весной прошлого года МВФ выдвинул Украине знаменитые 11 "маяков"-реформ. Из них Украина успешно выполнила половину одного "маяка". Это так называемая пенсионная реформа, которая по сути реформой и не является, потому что система какой была одноуровневой солидарной, такой и осталась. Но то, что произошло непрямое повышение пенсионного возраста частично удовлетворило по одному из "маяков". Остальные Украина провалила. Понимая то, что Украине необходимо оказывать помощь, как единственной стране, которая сдерживает российскую агрессию, МВФ добровольно сократил количество "маяков" до четырех.

Если украинская власть не выполнит даже этого, хотя бы частично, тогда сотрудничество будет не остановлено, а приостановлено с жестким политическим условием досрочных выборов.

Если у украинской власти нет инстинкта самосохранения, тогда нас ждет приостановка сотрудничества, что означает состояние дефолта госбюджета если на в 2018, то в 2019 году. Потому что без валютных вливаний госбюджет не сможет обслуживать государственный внешний долг, пик выплат по которому и выпадает на 2018-2019 гг. Если сотрудничество будет приостановлено, единственный "маяк", который останется у наших западных партнеров – досрочные выборы, чтобы изменить политическую команду, раз действующая не может сделать элементарного для сотрудничества с западным миром. Поэтому сейчас мяч на поле украинской власти.

Если дело дошло до публичного письма всем высшим органам власти, значит все закулисные аргументы наших западных партнеров исчерпаны. Они публично озвучили требование о дальнейшем сотрудничестве – это последний рубеж. За ним, если требования не будут выполнены, будет приостановка сотрудничества и досрочные выборы.

Борис Кушнирук, руководитель экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра:

- Я уверен, что завершения сотрудничества не будет. Хотя рекомендации от МВФ готовилось в Украине, а не в самом Фонде. Это политическая борьба.

Есть замечания уместные, а есть те, которые, по крайней мере у меня, вызывают возражения. Требования относительно членов Антикоррупционного суда достаточно жесткие. Но я там точно не хочу видеть того, кто раньше был судьей или правоохранителем. Это люди, которые были в откровенно коррупционной системе. Такие жесткие требования имеют право на существование.

Но есть проблема конституционности. Если совет добропорядочности, который будет сформирован по рекомендации зарубежных доноров, будет иметь решающее право при назначении судей, тогда, простите, проще пригласить суде из-за рубежа. Однако по Конституции судьей может быть только гражданин Украины. Но если совет указывает перстом, кто достоин, а кто не достоин стать судьей, то не может быть и такого, чтобы назначение происходило с прямым блокированием решения по судьям со стороны западных партнеров.

Я уверен, что возможен компромисс. Он может быть по требованиям к кандидатам. Нужно не допустить ситуации, при которой полномочия Антикоррупционного суда будут признаны неконституционными или судьи избраны по неконституционной процедуре. Это риск, который не так очевиден сейчас, но может проявиться в любой момент.

Еще один вопрос – совет добропорядочности. Ему дают право определять, кто является добросовестным. А в какой мере мы можем быть уверены, что добросовестен сам совет? Мы же понимаем, что наши общественные активисты и политики кормятся из чьих-то рук. Должна быть система противовесов. Если по поданной президентом версии законопроекта совет добропорядочности сформируют официальные международные организации, то последовало требование сформировать его за счет тех, кто дает деньги общественным активистам. Но если вы отвечаете за назначение совета добропорядочности, тогда на вас и вся ответственность за конфликт интересов тех, кто прошел.

Найти компромисс можно. Но вопрос не только в законопроекте. Есть вопросы по ценам на газ, земельной реформе и т.д. Может быть накопленное неудовольствие, и тогда не нужно называть причиной именно законопроект об Антикоррупционном суде.

Причем есть внутренние украинские игроки, которые заинтересованы в том, чтобы власть была ослаблена, дискредитирована, тогда она не сможет бороться на выборах. Они через свои каналы подают необходимую информацию. Когда я читал текст письма от МВФ, для меня было очевидно, что его написали в Украине. Это не стиль МВФ.

Вспомните, сколько у нас было разговоров? Мы не подпишем Соглашение об Ассоциации – подписали. Мы не решим проблему с Нидерландами – решили. Мы не получим безвиз – получили.

Нынешнее сотрудничество с МВФ уже побило рекорд по количеству траншей. Так далеко мы еще не заходили, потому что те, кто подписывал предыдущие соглашения не собирался их выполнять. Нынешняя власть больше других сделала то, что обещала. Далеко не все и претензий больше чем достаточно. Но я бы отметил, что Порошенко в течение четырех лет удается получать поддержку, несмотря на прогнозы, что он провалится.

Я уж не говорю о том, что такая фишка, как Антикоррупционный суд – это мифология. Мы страдаем этой мифологией, еще и иностранцев подсадили. Много идей рождается в Украине, потом идет в ЕС и МВФ, а потом их выдвигают в качестве требований, причем фундаментальных. А я, например, уверен в том, что нужно бороться не так с коррупционерами, как с причинами, которые их порождают. До тех пор, пока у нас есть куча возможностей, найдутся желающие ими воспользоваться.

Анна Гончаренко


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.