Казна с минусом: как залатать дыры в госбюджете и угодить МВФ?

Размещено: 07.09.2018
Казна с минусом: как залатать дыры в госбюджете и угодить МВФ? Фото: biz.censor.net.ua

С 6 по 19 сентября 2018 года в Украине будет работать миссия Международного валютного фонда. На кону - очередной транш в рамках действующей кредитной программы. В правительстве и Нацбанке на него очень рассчитывают, и премьер-министр Владимир Гройсман даже прогнозировал Украине дефолт без ожидаемых 2 млрд долл.

И.о. министра финансов Оксана Маркарова в день приезда миссии сказала, что Украина выполнила большинство своих обязательств перед Фондом.

Действительно, законы о приватизации и высшем антикоррупционном суде приняли, параметрическую пенсионную реформу провели, обсуждают повышение цен на газ для населения - вопрос только в том, насколько оно будет стремительным.

Но у Украины перед Фондом есть и другое важное обязательство - это сбалансированность госбюджета. Цифры показывают, что с его выполнением могут быть проблемы. Госбюджет-2018 приняли с прогнозным показателем дефицита на уровне 2,46% ВВП. Верхняя планка, которая допустима при сотрудничестве с Фондом, – 2,5%. И есть риск, что Украина в этот показатель не впишется.

NewsOne. ua спросил у экспертов, каким может быть дефицит госбюджета по итогам года, насколько важен этот показатель для МВФ и как правительство может привести реальное состояние дел в соответствие с обещаниями Фонду.

Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера:

- Все, что связано с фискальной стороной вопроса очень важно. Это доходы госбюджета, которые не очень выполняются. Это и расходы госбюджета, которые на фоне пика политического цикла увеличиваются.

Фискальный вопрос - не тот, который обсуждается. Обсуждаемый вопрос, например, это открытие рынка земли. А все, что содержит фискальную начинку - расходы, доходы, тарифы - это должно быть принято и необсуждаемо.

Дефицит на уровне 2,5% ВВП, на мой взгляд, вряд ли будет выдержан. Если изначально речь шла о дефиците в размере 3 млрд долл., в реальности, к большому сожалению, мы очень близки к 4 млрд долл. Это связано с тем, что Владимир Гройсман пытался защищаться от необходимости увеличить тарифы на газ. Очевидно, ему это не удастся: если только в правительстве не хотят полностью разрушить страну, будут договариваться с МВФ. А я так понимаю, что именно по этому вопросу позиция наиболее жесткая.

Важно помнить, что в краткосрочной перспективе не работает расклад "наполним доходную часть бюджета". В краткосрочной перспективе работает только практика "попытаемся сократить расходы бюджета". Это и будут делать, насколько возможно.

 

А в качестве компенсации за тарифный скачок, премьер попытается пробить идею об увеличении минимальной зарплаты. Но параллельно попытаются сократить все, что касается важных, однако некритичных в краткосрочной перспективе расходов. Это, например, расходы на инфраструктуру.

Александр Охрименко, директор Украинского аналитического центра:

- Невыполнение плановых поступлений в бюджет происходит просто потому, что очень много воруют. Доходы растут, но расходы растут еще больше. Если же посмотреть в такой бюджетный раздел, как экономическое развитие, то там увидим всю нашу классику по разворовыванию. Это уж не говоря о военных тендерах, оборонке.

Сейчас идет невыполнение планов по доходам от госмонополий и по таможне. По второму показателю больше. В чем курьез: импорт растет и, с точки зрения математики, план по налоговым поступлениям от него нужно перевыполнить, а доходы, тем не менее, падают. Коррупция в налоговой, на таможне сейчас очень выросла. Причина проста - скоро выборы, а денег мало.

Размер бюджетного дефицита – один из "маячков" в меморандуме с МВФ. Но сохранить его на оговоренном приемлемом уровне не удастся.

Что будут делать? Обманывать. Наши умники хитрят с показателями. Например, одна из дырок - субсидии. Наши мудрецы их начисляют из государственного в местные бюджеты, но не проплачивают и рисуют за счет этого нужный им размер дефицита. Но МВФ берет сумму неперечисленных субсидий и плюсует. Дефицит оказывается больше, и возникают вопросы. Например, согласно подсчетам МВФ, у нас дефицит за 2017 год был не 2,5% ВВП, а 4%. В частности потому, что в Фонде подсчитали субсидии.

 

Что имеем на данный момент? Сейчас середина года, еще не зима, не холодно. А долги по субсидиям уже 12 млрд грн, и эти деньги не перечисляли. Наши опять хотят перехитрить МВФ, но он выводит их на чистую воду.

Олег Соскин, директор Института трансформации общества:

- Дефицит в бюджете 2018 года предполагалось покрывать только за счет заимствований. Их нет. Ничего не получили, приходится только отдавать. Все это идет в дефицит. Якобы есть рост ВВП, но это обман. Если считать его в гривне, то при девальвации неизбежно будет рост. Если же в долларах, то роста нет – только падение. Правительство само себя загнало в тупик, запланировав курс на уровне 30 грн за долл. Ведь при пересчете в доллары ВВП уменьшится.

Сейчас, оценочно, дефицит госбюджета 4,5% ВВП, а идут к 6%. Показатель на уровне 2,5% ВВП к концу года никак не выполнить. Хотят поднять цены на газ, а когда растут цены, растет и ВВП. За счет такого мнимого роста и могут попытаться сократить разрыв между реальным и запланированным дефицитом. Но подчистить, подправить дефицит можно в том случае, если разница между реальным и запланированным 0,5-0,7%. Если же не хватает процентных пунктов, ничего сократить не получится.

Нам нужно выплачивать долги, а с 2019 года нужно будет выплачивать тело по кредиту, который реструктуризировала Наталья Яресько. Еще и 14 сентября будет решение Апелляционного суда Англии и Уэльса по 3 млрд долл. суверенного долга России. Как их отдать? Я не представляю, как можно все это разом можно показать МВФ.

Мое мнение - требования МВФ не будут выполнены, новых заимствований не будет и страна идет к дефолту. Что нужно сделать (хотя я полагаю, что правительство с этим все равно не справится)?


Первое - решить организационно-кадровый вопрос: это правительство не может справиться с вызовами и ситуацией и его необходимо сменить. Второе - нужен немедленный секвестр государственного и коммунальных бюджетов (урезание, сокращение расходной части бюджета, - ред.). Третье - трансформировать модель начисления зарплат работникам госсектора и бюджетной сферы. Вместо привязки к прожитминимуму, нужно взять за основу минимальную зарплату и привязывать к ней всю сетку бюджетников. Четвертое - на 2019 год сделать государственный и коммунальные бюджеты бездефицитными. Пятое - Нацбанк должен прекратить любые формы эмиссии и покупку долговых обязательств внутри страны. Сейчас у НБУ 45% долговых обязательств правительства, а их не должно быть вообще.


Анна Гончаренко


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.