Готовьте 8 гривен: стоит ли повышать цены на проезд в общественном транспорте

Размещено: 16.05.2018
Готовьте 8 гривен: стоит ли повышать цены на проезд в общественном транспорте kiev.vgorode.ua

Повышение расценок до восьми гривен за разовый проезд в общественном транспорте - решение столичных властей, к которому киевлян готовили в течение нескольких месяцев. Теперь отвертеться не получится, и с 14 июля платить за наземный транспорт будем в два раза больше, а метро подорожает на 3 грн.

Хотя новые цены еще очень далеки от европейских тарифов, в логике подорожания все равно есть изъян: повышение тарифов чиновники оценивают с позиции бизнесменов, а общественный транспорт не поставишь на исключительно деловые рельсы. По крайней мере, в европейских странах это сделать не удалось.

Где почем?

Мы сравнили стоимость проезда в Киеве со средними тарифами в десяти европейских столицах. Причем взяли города в богатых странах и столицах государств, которые не так давно вошли в Евросоюз.

Столица Стоимость проезда (от и до) Разница в стоимости с ценой проезда в Киеве Средняя зарплата в городе нетто (после уплаты обязательных взносов) Разница со средней заработной платой в Киеве
Киев 4-5 грн   9 575 грн  
Берлин 2,7-2,8 евро +1 637% 2 030 евро +557%
Будапешт 350 форинтов +585% 208 474 форинтов +113%
Варшава 3,4-4,4 злотых +535% 3 886 злотых +192%
Вильнюс 0,8-1 евро +520% 718 евро +132%
Лондон 1,5-3,2 фунта +1 670% 2 412 фунтов +791%
Париж 1,7-2 евро +1 078% 2 336 евро +656%
Прага 24-32 кроны +482% 25 856 крон +240%
Рига 1,15-2 евро +613% 670 евро +117%
София 1,6 болгарских лева +406% 1 173 болгарских лева +94%
Таллин 1,1-2 евро +1 140% 996 евро +222%

Данные агрегатора NUMBEO (основаны на информации жителей городов и туристов)

Результаты сравнения показывают, что в Киеве очень дешевый проезд в общественном транспорте по сравнению с ЕС. После того как стоимость проезда в наземном транспорте поднимется в два раза, а в метро на 60%, разрыв между ценами изменится пропорционально, но все равно будет существенным. Зарплаты в Киеве тоже существенно ниже, но разница не такая впечатляющая.

Однако во всех подсчетах не обойтись без уточнений мелким шрифтом. Дело не только в цене, но и в качестве проезда. Тут Киеву, по сравнению со столицами ЕС, пока нечем похвастать. Судя по заявлениям столичных властей, едва ли что-то принципиально изменится и после подорожания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БЕДНЫЕ ИЛИ ПРИБЕДНЯЕМСЯ: СКОЛЬКО В УКРАИНЕ НЕОБЕСПЕЧЕННЫХ ЛЮДЕЙ

Что это изменит?

Нынешнее повышение цен на проезд в общественном транспорте объясняют отнюдь не стремлением двигаться в европейском направлении, улучшая подвижный состав, сервис и разветвленность столичного общественного транспорта. Чиновники говорят, что просто догоняют подорожание энергоносителей, которое произошло за последние три года, а новые цены все равно не дотягивают до рентабельности. Среди обозначенных целей, на которые потратят дополнительные средства, пока что значится повышение зарплат сотрудникам предприятий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БЕЗ ПРАВА НА ПОМОЩЬ: КАК БУДУТ ПРОВОДИТЬ ВЕРИФИКАЦИЮ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Расценки после подорожания

  • 8 грн - стоимость разовой поездки всеми видами общественного транспорта, в том числе и до 9 поездок в метро в случае использования бесконтактной карты.
  • 7,7 грн - от 10 до 19 поездок в метро по карте.
  • 7,4 грн - от 20 до 29 поездок в метро по карте.
  • 7,1 грн - 30-39 поездок в метро по карте.
  • 6,8 грн - 40-49 поездок в метро по карте.
  • 6,5 грн - 50 поездок в метро по карте.
  • 15 грн - залоговая стоимость бесконтактной карты.
  • 390 грн - стоимость проездного на месяц на один вид транспорта (кроме метро)
  • 610 грн - стоимость проездного на метро на месяц.
  • 570 грн - стоимость проездного на два вида транспорта (если второй - это не метро).
  • 860 грн - стоимость проездного на два вида транспорта, где один - метро.
  • 750 грн - проездной на автобус, трамвай, троллейбус.
  • 1070 грн - проездной на три вида транспорта, среди которых и метрополитен.

Повышение стоимости разового проезда до 8 грн - это еще не экономически обоснованный уровень. Замглавы КГГА Дмитрий Давтян сказал, что перевозка одного пассажира в метро обходится в 8,27 грн, а наземным транспортом - 8,77 грн.

"Городские перевозки во всех европейских странах дотируются, - говорит эксперт по вопросам транспорта Александр Кава. - Любой европейский чиновник воспринимает городские перевозки как часть инфраструктуры. Это не классический бизнес, а украинские чиновники хотят на этом зарабатывать. В этом фундаментальное отличие между подходами". 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДЕНЬГИ НА ГОРЯЧЕЕ: КАК ЖАРА ПОДОГРЕВАЕТ ЭКОНОМИКУ

Что нужно изменить?

Хотя даже после повышения проезд в общественном транспорте все еще будет далек от европейских цен, когда подорожание происходит в разы, горожане вправе поинтересоваться, когда же улучшится качество? Вместе с Александром Кавой мы определяем самые больные точки общественного транспорта в Киеве, которые давно пора остудить.


"Нам не хватает нормальной системы перевозок, нормальной сети: подвижного состава, ориентированной на потребности горожан сети маршрутов и удобных пересадочных узлов, чтобы пассажиры могли удобно пересесть с одного вида транспорта на другой. Ни одна из этих проблем в рамках инициативы городских властей не решается", - говорит эксперт.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: РИМ, ЛОС-АНДЖЕЛЕС И СТОКГОЛЬМ: СКОЛЬКО В РАЗНЫХ ГОРОДАХ МИРА ПЛАТЯТ ЗА ПРОЕЗД В ТРАНСПОРТЕ

В Киеве нужно увеличить подвижной состав - то есть количество троллейбусов, автобусов, трамваев - на 1,5 тыс. единиц. Причем речь идет не о "малышах", а о транспорте большой и сверхбольшой вместимости - от 12 до 18 метров.

"К сожалению, у нас много говорили об обновлении. Но для Киева эта проблема уже не столь актуальна, как расширение, - объясняет Кава. - Преимущественно нужны троллейбусы с автономным ходом или, как это сейчас модно называть, электробус с динамической подзарядкой. Такие штуки появляются во многих городах Европы и мира. В Праге на улицы вернули троллейбус и планируют активно развивать. Аналогичные инициативы и в Берлине. Учитывая инфраструктуру контактных сетей в Киеве, это будет большой плюс и с позиции комфортабельности, и с точки зрения экологии. Автобус и троллейбус с автономным ходом на многих маршрутах взаимозаменяемы. В Киеве их довольно много и на правом берегу и в северной части левого берега".

Всего в столице есть необходимость приблизительно в 50 новых направлениях для автобусов, троллейбусов и трамваев. О метро разговор особый. Там есть фантастические планы о ветке на Троещину, которым в осязаемом будущем не суждено сбыться. Но есть перспектива продления зеленой ветки метро на Виноградарь. Как говорит Александр Кава, вполне реально построить ее к следующим выборам мэра, если, конечно, найдутся деньги. Но за счет повышения цен на проезд до 8 грн такое масштабное строительство точно не осилить.

Анна Гончаренко


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.