Бюджет с "пряниками": сколько денег потратит Украина в 2018 году

Размещено: 08.12.2017
Бюджет с "пряниками": сколько денег потратит Украина в 2018 году

Верховная Рада одобрила госбюджет на 2018 год. Ко второму чтению правительство скорректировало первоначальные планы по доходам. В частности, дополнительные 37 млрд грн Кабмин надеется получить за счет внедрения технологий 4G, средств НБУ, прибыли госпредприятий, конфискованного имущества и пересмотра макропрогноза Минэкономразвития. Так что в переработанном проекте бюджета, среди прочего, правительство стало щедрее на субсидии (+15,9 млрд грн по сравнению с первоначальными планами), расходы на оборону (+2,7 млрд), строительство дорог приоритетных направлений (+5 млрд грн).

Бюджетные показатели

  2017 г. 2018 г. Разница
Доходы (млрд грн) 771 913,6 +18,5%
Расходы (млрд грн) 841 988,6 +17,5%
Дефицит (млрд грн) 77 81,8 +6,2%

Ко второму чтению изменился уровень инфляции. Если в ноябре Кабмин еще полагал, что по итогам 2018 г. она удержится в рамках 7%, то в начале декабря уже решил, что она составит 9%. Ровно на столько вырастут в следующем году и соцстандарты: прожитминимум, различные виды соцпомощи.

Чего в тексте закона не оказалось, так это нового показателя минимальной зарплаты. Он запланирован на уровне 3723 грн, хотя премьер-министр и президент утверждали, что будет 4100 грн. Так что повод для первого пересмотра закона о бюджете уже есть.

Соцстандарты 

Показатель 2017 г. 2018 г. Разница
Минимальная зарплата 3200 грн 3723 грн +16 %
Прожиточный минимум (на конец года) 1700 грн 1853 грн +9%

Рост ВВП Кабмин уже второй год прогнозирует на уровне 3%. Правда, экономисты говорят, что по итогам 2017 года он не дотянет и до 2%.

Зато исправно следует установкам правительства валютный курс. В прошлом году к концу года обещали 27,2 грн за долл., и он подкрадывается к этой отметке: на 7 декабря Нацбанк установил курс 27,1 грн за долл. В первом варианте госбюджета Кабмин прогнозировал 30,1 грн за долл. Но в ходе рассмотрения прогноз улучшили до 29,3 грн в декабре 2018 года. То есть нацвалюту за год планируют обесценить на 7,7%.

Прогнозы

  2017 г. 2018 г.
ВВП 3% 3%
Инфляция 8% 9%
Курс гривны к доллару 27,2 29,3

На субсидии и льготы для оплаты ЖКУ в 2018 г. выделят почти 71 млрд грн. Это на 10 млрд больше, чем в 2017 году. Как ни жаловались в Кабмине на то, что субсидии "съедают" программы энергоэффективности, как ни говорили, что будут менять ориентиры и вкладывать деньги в модернизацию, лучше субсидиарной программы пока что ничего не придумали. Хотя премьер еще две недели назад анонсировал масштабную программу энергоэффективности, профильному Агентству в бюджете выделили 458 млн грн. Именно Госагентство по энергоэффективности и энергосбережению курирует "теплые" кредиты. Но по сравнению с 2017 годом его финансирование сократили на 82 млн.

Расходы на жизнь (млрд грн)

Сфера 2017 г. 2018 г. Разница
Минобразования 32,577 31,325 -4%
Общегосударственные расходы на МОН 52,852 64,126 +21%
Минздрав 16,446 26,542 +61%
Общегосударственные расходы на МЗ 58,727 60,419 +3%
Минсоцполитики 144,368 150,137 +4%
Пенсионный фонд 133,695 139,313 +4%

В 2018 году на 11 млрд увеличили финансирование Госагентства автодорог, но расходы на развитие и содержание сети при этом выросли только на 3 млрд. На четверть выросли расходы на оборону и серьезно выросли расходы на силовые ведомства. В частности, Нацполиции добавили 3,7 млрд и всего в следующем году собираются потратить на нее 24,5 млрд грн.

Расходы на оборону и безопасность (млрд грн)

Ведомство 2017 г. 2018 г. Разница
Генпрокуратура 5,825 6,768 +16%
МВД 54,835 65,988 +20%
Минобороны 68,819 86, 017 +25%

В госбюджете появились новые статьи расходов. После одобрения медреформы создается Национальная служба здоровья. Для ее работы предусмотрены 8,2 млрд грн. 651 млн грн выделят на Государственное бюро расследований. Это в десять раз меньше, чем расходы на ГПУ, а ведь реформа предусматривает, что ГБР возьмет на себя все досудебное следствие.

Расходы на антикоррупционеров (млн грн)

Ведомство 2017 г. 2018 г. Разница
НАБУ 773 857 +11%
НАПК 605 683 +13%
САП 119 116 -2,5%

Антикоррупционный суд в госбюджете не фигурирует. Из череды антикоррупционных органов, по сравнению с 2017 годом, траты немного урезаны  только на Специальную антикоррупционную прокуратуру. Расходы на Национальное антикоррупционное бюро и Нацагентство по предотвращению коррупции в следующем году вырастут, но не намного превысят темпы инфляции.

Расходы на власть (млрд грн)

Ведомство 2017 г. 2018 г. Разница
Госуправление делами 2,369 2,674 +13%
Кабмин 1,176 1,733 +47%
Верховная Рада 1,221 1,669 +36%

Мнение

Андрей Блинов, экономист, шеф-редактор Радио Вести:

- Принятие бюджета - это много поправок с голоса, и большая интрига, что будет потом в окончательном тексте подано президенту на подпись. Предусмотрена минимальная зарплата 3723 грн на весь год. Но при этом записали норму о том, что правительство имеет право обратиться и пересмотреть ее в течение года. Со слов Гройсмана, они это сделают по итогам анализа состояния экономики в I квартале. Значит, к этой теме вернутся не раньше лета.

С точки зрения доходов, бюджет потянет 4100 грн минималки ближе ко второй половине года. В силу куда более высокой инфляции, чем планируется, доходы бюджета растут куда более быстрыми темпами, чем это закладывают в документах.

Инфляция 7% была смешна, если она стала 9% - это ближе к реальности. Хотя в целом у нас расходы и доходы бюджета возрастают номинально в 2018-м на 17-18%. Это говорит о том, что реальная инфляция, если вычесть экономический рост, составит 14-15%. В принципе, на уровне этого года.

По макропоказателям все достаточно реалистично. Хорошо, что у бюджета умеренный дефицит - 2,46% ВВП. Я бы сказал, что это бюджет умеренного экономического роста, стабилизации, учитывающий имеющиеся возможности.

Существенный прирост доходов приносит бюджету импорт. В итоге на 2018 год даже не пришлось увеличивать акцизы на спиртное. Но напомню, что недавно была принята амбициозная программа по увеличению акцизов на табачные изделия.

Перед принятием бюджета было роздано много пряников. Депутатам и стоящим за ними. Именно это и обусловило спокойный ход принятия сметы на следующий год. Кому-то дали мораторий на землю, не важно, что мораторий и так бы сохранялся, ведь нет ни закона об обращении сельхозземель, ни полноценно работающего кадастра. По сути, различные группы интересов получили взятки. 5 млрд гривен на развитие территорий, продолжили эксперимент по дорогам - 50% от перевыполнения планов таможнями.

Поддержали сельхозпроизводителей - им не снимали в этом году в отличие от предыдущего льготы. (Никто не спешит получать транш МВФ во что бы то ни стало.) Сохраняются льготы для крупных землевладельцев по налогу на землю. Так называемая поддержка фермеров, а на самом деле крупных животноводческих комплексов, увеличена до 3,9 млрд грн. Как я понимаю, сбили ограничение, что в одни руки может выдаваться не более 150 млн грн. Судя по всему, олигархи Олег Бахматюк и Юрий Косюк получат львиную долю таких преференций. Радикальной партии дали возможность протолкнуть ряд законопроектов. Вроде, "Купуй українське" в первом чтении (о преференции отечественным товарам и услугам при госзакупках). Ввоз электромобилей на год освобожден от акцизов - не производство, а именно ввоз. По сути, у кого-то на год появится "окно" на границе.


Понятно, что затем будет амбициозный бюджет 2019 года. Но уже в нынешней смете закладывается возможность для начала предвыборной кампании: и возможность пересмотра минимальной зарплаты в ручном режиме, и, возможно, будет коррекция социальных платежей.


В 2019-2021 гг. у нас идет пик выплат. Если в 2018 году такие выплаты по обслуживанию долга увеличиваются на 16 млрд грн, то в 2019 г. они увеличиваются почти в два раза. Думаю, что в 2018 г. Минфин будет снова  выходить на внешний рынок еврооблигаций и пытаться частично сбить пирамиду, рефинансировав долг на более долгий срок.

Есть вопрос инвестиций - государство неагрессивно инвестирует в инфраструктуру. Хотя создание Дорожного фонда - приятное событие. Со следующего года, если все пойдет нормально, половина налогов, которые платят автомобилисты, будет идти в фонд дорог, и их нельзя будет использовать ни на что другое.

Проблема масштабных субсидий, как и дефицита Пенсионного фонда, не решена. Номинальный дефицит ПФ прежний - 141 млрд грн. Субсидии подняли до 71 млрд грн. На субсидии, судя по оценкам, нужно около 80 млрд грн. Заложенная в бюджете цифра близка к ней. В итоге реальные долги по субсидиям в 2018 году будут меньше, чем сейчас. Ранее правительство боялось называть сумму дотаций ЖКХ в 70 млрд, а то и 80 млрд. Поэтому у нас долги по платежам поставляющим организациям очень большие - около 20 млрд грн, а этой весной превышали 30 млрд гривен.

Анна Гончаренко