Большая распродажа: как теперь будут приватизировать государственное имущество

Размещено: 19.01.2018
Большая распродажа: как теперь будут приватизировать государственное имущество

18 января депутаты приняли во втором чтении новый закон о приватизации государственного и коммунального имущества. Если документ подпишет президент, то он вступает в силу на следующий день после опубликования.

Приняв новый документ, нардепы отменили семь действующих законов, по которым были размыты требования о приватизации, и внесли поправки в три кодекса и 11 законов.

Новый закон должен дать старт масштабной приватизации, о которой говорят уже несколько лет. Стоит только вспомнить, что последняя серьезная продажа госпредприятия произошла больше 12 лет назад – это была приватизация "Криворожстали". За годы независимости госпредприятия превратились в коррупционную кормушку и балласт для экономики - каждый год неэффективные объекты вымывают из бюджета по 30-40 млрд грн.

В течение последних лет Кабмин закладывал в бюджет фантастические планы по доходам от приватизации: в 2017 г. на ней хотели заработать 17 млрд грн, а получилось только 3,4 млрд. В 2018 г. правительство хочет заработать уже 22,5 млрд грн. После вступления в силу нового закона, эти планы уже не кажутся призрачными.

Что изменил закон?

Новая классификация предприятий государственной и коммунальной собственности. Сейчас есть семь приватизационных групп, в зависимости от типа и масштаба предприятия: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Вместо них останутся две группы предприятий: объекты малой приватизации, перечень которых утверждает Фонд госимущества, и объекты большой приватизации, перечень которых тоже формирует ФГИ, а утверждает Кабмин.

К объектам большой приватизации относятся госпредприятия, стоимость активов которых за последний отчетный год превышает 250 млн грн. Остальные предприятия – объекты малой приватизации.

Банкротство предприятий-должников. Если по ним уже принято решение о приватизации, то пока она не закончится, дело о банкротстве не будут начинать. Если приватизация предприятия-должника уже закончилась, производство о банкротстве прекращается, если только решение начать процедуру не примет новый собственник.

Земля. Сейчас процесс приватизация может затягиваться на несколько лет из-за переоформления земельного участка. Иногда новый собственник больше заинтересован в самой земле, чем в предприятии, которому она принадлежит. Но теперь ситуация изменится и акценты расставлены: объекты приватизации будут продавать без земельных участков.

Способы продажи. Сейчас несколько законов о приватизации предусматривают долгий перечень способов продажи госпредприятий - только в старом законе о приватизации госимущества их пять. В новом законе вариантов может быть два: аукцион и выкуп.


Аукцион – основной способ продажи госпредприятия. Новым законом предусмотрены шесть вариантов его проведения: с условиями, без условий, в электронной форме, со снижением стартовой цены, с пошаговым снижением стартовой цены и ценовыми предложениями, с изучением ценовых предложений. Объекты малой приватизации будут продавать через систему ProZorro как на классических аукционах с повышением цены, так и на голландских – с понижением цены. Для продажи объектов большой приватизации предусмотрены аукционы с привлечение инвестиционных советников.


Если не удалось провести аукцион, то есть заявку на участие подал только один потенциальный покупатель, приватизация происходит через выкуп. Единственному заинтересованному инвестору продадут предприятие по предложенной им цене, если она не ниже стартовой.

Стартовая цена предприятия. Для объектов малой приватизации – это их балансовая стоимость, а если ее невозможно определить, тогда будут проводить экспертную оценку. Для объектов большой приватизации – оценка советника, а в случае его отсутствия – экспертная оценка по разработанной методике.

Инвестиционные советники. Их будут привлекать для оценки объектов большой приватизации на открытом конкурсе с последующим утверждением кандидатур Кабмином. Сфера ответственности советника: сбор информации об объекте, поиск потенциальных покупателей, оценка заинтересованности в предприятии и, как результат, определение стартовой цены.

Порядок приватизации. Предусмотрены максимум 15 действий – от формирования перечня объектов до принятия решения. По оценкам экспертов, новые правила позволят сократить сроки приватизации вдвое: объектов большой приватизации – до года, объектов малой приватизации – до 4,5 месяцев. В течение трех лет после принятия решения о приватизации можно будет его обжаловать.

Международное право. До 2021 года в договорах купли-продажи возможно применение английского права, если этого захочет покупатель, а приватизационные споры можно будет решать в международных судах. Это должно увеличить доверие к процессу приватизации со стороны зарубежных инвесторов.

Ограничение для покупателей. Одной из самых спорных норм нового закона является его восьмая статья. В ней указано, что покупателем не может быть: государство-агрессор, юрлица, в которых государство-агрессор имеет существенное участие (от 10% акций), а также лица, которые находятся под их контролем. Противники этой нормы аргументирую свою позицию тем, что она сужает количество потенциальных инвесторов. Дело в том, что это требование касается не только российских юрлиц, но и любых других международных компаний, в которых есть 10% российского капитала.

Каков потенциал госпредприятий?

По данным Минэкономразвития, в Украине 3,4 тыс. госпредприятий, активы которых оценивают в 1,7 трлн грн. Часть из них не подлежат приватизации. Первая группа – 1 296 предприятий, которые выполняют важные регуляторные, социальные и оборонные функции. Их активы оценивают в 1,3 трлн грн. Вторая группа – неработающие предприятия или те, которые уже находятся в процессе ликвидации. Это 1,2 тыс. объектов, активы которых оценивают в 133 млрд грн.


В итоге приватизации подлежат 893 госпредприятия с активами в 189 млрд грн. Из них менее 60 – объекты большой приватизации.


На 2018 год Фонд госимущества уже утвердил список объектов, подлежащих приватизации. В него вошли 60 предприятий. И.о. главы Фонда Виталий Трубаров отметил, что 22,5 млрд грн доходов от продажи, запланированные на этот год – вполне реальная сумма. И получить ее можно будет благодаря новому закону, понятному инвестору. Но в погоне за быстрыми деньгами можно потерять и реальную цену, и рыночную философию.

"Сейчас весьма неблагоприятный период для того, чтобы проводить приватизацию госпредприятий, потому что экономика находится в сложной ситуации, довольно высокие риски, а в год перед выборами они усиливаются. Это не повышает стоимость – в других условиях можно было бы выручить больше, - говорит директор по аналитической работе Института общественно-экономических исследований Ярослав Жалило. – Но есть нюанс. Стоимость предприятий зависит от того, насколько эффективно они функционируют и насколько обеспечивается их дееспособность, конкурентоспособность. Если мы не поднимем эти предприятия, тогда государство должно вкладывать ресурсы в обеспечение эффективного управления и, если это необходимо, в их обновление. Выжидание приведет к их обесцениванию, и когда наступит благоприятный макроэкономический, микроэкономический момент для данного конкретного предприятия, его бизнес-ценность будет еще ниже. Тут нужно предметно анализировать каждое конкретное предприятие. Есть необходимость соблюдения баланса: если не продаем, то должны эффективно управлять.

Кроме того, главная цель приватизации должна состоять в повышении эффективности ведения бизнеса. Это должно быть главным аргументом, а не получение ресурса в бюджет. У нас проблема какая: в бюджет заложили 20 млрд поступления от приватизации. Если необходимость наполнить бюджет текущего года будет преобладающей над соображением эффективности, тогда будет большая проблема. Большая приватизация – приватизация системно важных предприятий – должна проходить на основании индивидуального подхода, с принятием соответствующего законодательства и с взвешенными требованиями к квалификации покупателя и к его дальнейшей послеприватизационной деятельности. Соответственно, нужно предусмотреть ответственность за соблюдение обязательств. Тогда можно говорить, что большая приватизация будет эффективной".

Анна Гончаренко


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.