4200 в пользу бедных: почему так тяжело повышать минималку

Размещено: 20.04.2018
4200 в пользу бедных: почему так тяжело повышать минималку focus.ua

Повысить минималку с 3723 до 4200 грн - новая экономическая повестка дня правительства. Возможность для роста уже предусмотрели в законе о госбюджете на 2018 год - осталось только подтвердить намерение. Сделать это можно по итогам первого квартала. Отчеты за него уже готовы, и глава Минсоцполитики Андрей Рева вместе с  вице-премьером Павелом Розенко начали подталкивать к популярному решению. После согласования госбюджета-2018 не переставал напоминать об этом и президент Петр Порошенко.

Но Кабмин оказался на распутье между своими политическими обязательствами и экономической целесообразностью. С одной стороны, бюджет за первый квартал недополучил 6,1 млрд грн запланированных поступлений. В таких условиях Минфин и МВФ настаивают: возможностей для повышения минимальной зарплаты нет. С другой стороны, повышение минималки - это прекрасный повод порадовать электорат в предвыборный год.

Правительство еще не решило, пойти ли ему по дороге популизма или же держаться рационального пути. Вроде бы и повышение до 4200 грн не такое уж и большое - на 13%, но у него слишком много подводных камней.

"Нам нужно быть готовыми, что каждую неделю, не реже, у нас будут такие популистские выходы как от представителей правительства, так и сегодняшней оппозиции. Предлагаю повысить минималку до 14200 грн. Это "улучшит" ситуацию для украинских предпринимателей, они же работодатели, и осчастливит украинцев, у которых на руках будет больше номиналов денежных знаков, - говорит Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины. - Но дело в том, что в экономике не имеет значения номинал, а имеют значение реальные показатели: сколько и что можно купить. В начале 90-х мы уже проходили историю, когда все украинцы номинально были миллионерами, но купить за эти миллионы мы могли все меньше товаров и услуг. Повышение соцстандартов должно происходить только после реального экономического роста и приблизительно в его пределах. По итогам 2017 года у нас реальный рост ВВП составил 2,5%.При таком росте, повышать платежи можно на 5%, максимум на 10%. А искусственное повышение номинала платежей приводит только к одному: снижению реальной покупательной способности из-за повышения темпов инфляции и девальвации нацвалюты".

Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран говорит, что правительству стоит прислушаться к советам экспертов и хотя бы не сразу повышать минималку до указанного уровня:

"Стоит растянуть это повышение во времени. Например, повысить сначала на 300 грн, чтобы это не ударило по бизнесу и инфляции. Получается, что у нас Нацбанк сделал трехлетние прогнозы, поставил таргеты, а правительству они до лампочки, и оно принимает решения, которые не очень согласовываются с инфляционной политикой". 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: О ЧЕМ МОЛЧИТ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ПЯТЬ ПРЕГРАД НА ПУТИ К НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ

Инфляция

Прошлогоднее повышение минималки с 1600 до 3200 грн, по оценкам НБУ, добавило 2% в годовой уровень инфляции. Напомним, что за 2017 г. рост потребительских цен составил 13,7%. В январе 2018 г. замглавы Нацбанка Дмитрий Сологуб оценивал возможность роста инфляции на 0,5%, если минималку поднимут до 4200 грн с 1 июля и на 0,8%, если ее повысят с 1 апреля.

"В первом квартале у нас было достаточно серьезное инфляционное давление, вызванное девальвацией и ростом цен на продукты. Всплеск приводит к тому, что у нас нет возможности удерживать инфляцию на уровне анонсированных 6-8%, - говорит Виталий Шапран. - Мы видим, что по итогам квартала в годовом исчислении потребительская инфляция выше 10%".

Эксперт говорит, что опыт предыдущих лет показывает, что каждая тысяча в зарплате приводит к повышению инфляции на 1%:

"Вроде бы это и не много. Но и цифра не окончательная - это примерные оценки, поскольку точно посчитать нельзя".

Налоги

Рост минималки заставит увеличить отчисления из госказны на зарплаты бюджетникам. В то же время опыт двукратного повышения минимальной зарплаты в прошлом году подталкивает повторить успехи по налоговым сборам. После того, как минималка подскочила до 3200 грн, поступления в бюджет от единого социального взноса выросли на 58%, а от налога на доходы физлиц - на 25,5%.

Но такой внушительный рост обеспечило повышение на 100%, а сейчас есть предложение поднять минималку на 13%. Так что на повторение прошлогодних рекордов по налоговым поступлениям не стоит рассчитывать.

"Если будет принято решение повысить, то вначале будут затраты, а только потом поступления от налогов. У нас не такое богатое правительство, - говорит Виталий Шапран. - Нацбанк начал переводить или собирается переводить часть своей прибыли за прошлый год, и по состоянию на март-начало апреля не так много средств скопилось на казначейском счету. Мы недовыполнили на 3% план по налогам. То есть нет платформы для повышения, ресурсов нет". 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ПИАР ИЛИ "ПОДКОП" ПОД ПОРОШЕНКО: ЗАЧЕМ ГРОЙСМАН ВЗЯЛСЯ ЗА ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ

Субсидии

Правительство не скрывает своего желания сократить количество получателей субсидий. В январе 2017 г. субсидии получали 7,5 млн семей, а сейчас субсидии получают 6,5 млн украинских семей - об этом недавно сказал вице-премьер Павел Розенко. В апреле-мае будут пересматривать и социальную норму потребления энергоресурсов, что позволит вычеркнуть еще какое-то количество субсидиантов. Если повысят минималку, то за счет увеличения среднего дохода удастся отсеять еще часть претендентов на государственную помощь.

Теневой сектор

В Кабмине считают, что повышение минималки приводит к детенизации бизнеса: раз налогов уплачено больше обычного, значит миллиарды гривен выведены из тени. Эксперты наоборот обращают внимание на тенизацию рынка труда через неполную занятость. Частный сектор использует уже обкатанные схемы: брать работника на полставки, по совместительству, а остальное доплачивать "в конверте".

Статистика

Рост минимальной зарплаты автоматически подтягивает среднюю зарплату - показатель, который можно эффектно использовать в качестве демонстрации экономических достижений. По данным Госкомстата, в декабре 2017 г. она поднялась до отметки в 8777 грн, а в феврале 2018 г. уровень был ниже - 7828 грн. Зарплату на уровне минималки получают около 6% штатных сотрудников, около 44% зарабатывают немногим больше - до 6 тыс. грн. Привязка рынка труда к минималке высока, но это говорит о бедности, а не об успехе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЛЮДИ ИЛИ ВАЛЮТА: ПОЧЕМУ НУЖНО ВЕРНУТЬ ЗАРОБИТЧАН И КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

Кредиты

В этом году Украина все еще рассчитывает на получение транша МВФ, но при этом последовательно игнорирует взятые на себя обязательства перед кредиторами, то есть выглядит ненадежным партнером. В Фонде считают, что рост минималки сделает нашу страну еще и необязательным заемщиком: там напомнили о существенном размере госдолга. Сейчас государственный и гарантированный государством долг - более 76,7 млрд долл., а во второй половине 2018 г. начинаются еще и крупные выплаты, под которые нужно аккумулировать средства в иностранной валюте. Для этого очень пригодился бы транш МВФ и разморозка других кредитов от зарубежных доноров, но пока что и транша нет, и власть может сыграть на повышение минималки, увеличив нагрузку на бюджет.

"Несколько недель назад прошла информация от МВФ, что они сокращают на 60% транши Украине, которые были предусмотрены на 2018-2019 гг. Это при том, что 2018-2020 гг. - пик внешних долговых выплат, - говорит Андрей Новак. - Раз у нас сокращаются прямые валютные поступления от МВФ и ЕС, значит необходимо будет увеличить прямые расходы госбюджета на обслуживание внешнего долга. Как в этот момент еще и увеличить социальные статьи - это секрет, который известен только украинскому правительству. Одновременно эти задачи выполнить нельзя. Разве что будут использованы такие возможности, как более интенсивный запуск печатного станка и увеличение государственного долга". 

 

Анна Гончаренко