"Черная пятница" в голове: почему люди из-за скидок покупают ненужные вещи

Размещено: 22.11.2018
"Черная пятница" в голове: почему люди из-за скидок покупают ненужные вещи Фото: pixabay.com

Скоро снова начнется сезон "черных пятниц", а с ними и массы предложений приобрести что-то очень "важное" по "супернизкой цене".

Плакаты висят везде, и на них основной посыл для человека - КУПИТЬ. А потом люди приходят домой и понимают, что не будут носить купленную одежду или использовать предметы, потому что банально "повелись".

Почему же это происходит? На каком механизме построены все эти рекламные "утки"?

"Грех не купить по такой цене"

Многие рекламы разного уровня качества построены на том, что если ты не купишь то, что они предлагают, - значит ты что-то потеряешь или не попадешь в важную социальную нишу. То есть: если такая низкая цена – просто грех не купить? И дальше не идет мысль о том, нужно ли это, актуально. Человек попадается на "удочку" манипулятивной технологии, состоящей в том, что "потом такого предложения не будет". Если не покупаешь - ты все теряешь.

Это гениальная стратегия: ты становишься перед выбором не что-то приобрести важное, а не потерять. И конечно на этом механизме легко попасть в собственную ловушку бессознательного.

Если ты купишь - ты соответствуешь лучшему статусу

Еще один манипулятивный механизм - это играть на внутренней неуверенности покупателя, его нестабильности.

Реклама призывает тебя купить что-то, что восполнит недостающую часть себя:

  • статус (машина, шуба, часы),
  • признание (брендовые вещи),
  • одобрение социума ("хорошая хозяйка покупает только такие-то средства по уборке или уюту, ты же не плохая хозяйка?"),
  • дружбу (хорошая компания обязательно должна пить определенное пиво, водку или вино, чтобы доказать свою дружественность), и т.д.

Читайте также - КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЧЕРНОЙ ПЯТНИЦЕ 2019: РАЗБИРАЕМСЯ С БАНКОВСКОЙ КАРТОЙ


Вещи как способ стать более желанным в глазах общества

Отдельной категорией проходят вещи и одежда.

Если ты покупаешь это платье, то тебе сделают предложение выйти замуж, если ты надеваешь этот свитер, то он подарит тебе уют, а рубашка - одобрение на работе.

Тут на всю работает стереотип, что "встречают по одежке", и люди перестают учитывать компонент ответственности за наполнение этой одежды.

Как будто наряд - это более мощный феномен, чем личность и характер человека, как будто тебе не столь важно растить в себе качества, позволяющие любому предмету гардероба смотреться на тебе, как украшение, а не ты - украшение этой вещи.

На этих нестыковках построены многие социальные манипуляции.

Это не означает, что не важно следить за таким элементом своего образа, как одежда, однако она - всего лишь элемент, а не ключевой признак статуса.

Как же не брать лишнего на распродажах?

  1. Перед покупкой любого предмета или вещи спросите себя, вы это делаете для себя, или надеетесь покупкой что-то восполнить?
  2. Учитывайте свои слабости. Если знаете, что ждете сезона скидок и не сможете сдержаться - создайте список вещей с пометками: "зачем они мне". Это поможет в момент ажиотажа остановиться и дать себе время на более качественную оценку импульсов.
  3. Просите о помощи надежных друзей. Если знаете, что вам сложно остановиться - то важно признаться себе и попросить о поддержке друга, который сможет компенсировать вашу слабость своей рассудительностью, пока вы не разберетесь в себе.
  4. Не ходите в магазин накануне распродаж с людьми, которые не могут остановиться. В порыве ажиотажа ярких вывесок, толпы людей, мигающих цен, человек, который сгребает все, что видит, чтобы приобрести - может стать крайней точкой в вашей истории расточительства. Он или она - может и переживут свои растраты, а вы скорее всего - нет. Берите ответственность за себя.
  5. Если вы решили, что только новый телефон (платье, часы и т.д.) у вас появится - вы сразу станете круче в глазах других, попробуйте для себя создать другой сценарий: как вы можете стать значимее в глазах других без приобретения вещи. Тогда, если вы совершаете покупку, вы рассматриваете ее функционал, а не социальный месседж.
  6. Создавайте альтернативы. Если я не куплю это, то что будет? Что может заменить это? А что еще? Чем больше у вас вариаций выбора, тем меньше вы зависите от своей покупательной способности. 

В сезон скидок важно не сделать главную ненужную "скидку": сбросить с себя личность, попытавшись стать кем-то или буквально приобрести счастье за деньги, вместо того чтобы почувствовать его изнутри. Будьте к себе внимательны и любите себя, тогда социальные манипуляции просто пронесутся мимо- как стая шумящих птиц.

 

Психолог

Ольга Голубицкая