"Трукамы" возвращаются: будут ли измерять скорость на дорогах и насколько это законно

Размещено: 27.07.2018
"Трукамы" возвращаются: будут ли измерять скорость на дорогах и насколько это законно Фото: ladige.it

С 27 июля на украинские дороги должен вернуться скоростной контроль. Причиной повышенной активности в этом вопросе стала череда трагических ДТП с большим количеством жертв.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян сказал, что фиксировать нарушения будут старым способом - в ручном режиме. Для того чтобы запустить контроль, Кабмин принимает постановление, а потом, когда начнется парламентская сессия, нардепы должна согласовать изменения в законодательство. Премьер-министр Владимир Гройсман сказал, что в Верховной Раде лежит целый пакет правительственных законопроектов о безопасности дорожного движения.

Newsone.ua разбирался, есть ли нюансы у ручного радарного контроля скорости и можно ли его ввести в ближайшее время.

TruCAM - не "фен"

Дискредитировавший себя в работе российский прибор "Визир" на украинские дороги едва ли вернется. Слишком много скандалов было из-за ошибок в определении скорости движения, накладок с выяснением нарушителя, да и технические возможности устройства уступают американскому TruCAM. Если "россиянин" работает на максимальной дистанции в 400 м, то "американец" может бить и на 1,2 км. Хотя оптимальное расстояние, конечно же, в десятки раз ниже: до 60 м "с руки" и до 90 м  - со штатива.

Другие преимущества устройства из США:

  • лазерная наводка. Благодаря ей накладок с определением нарушителя не должно быть
  • GPS-датчик. То есть на снимки указаны координаты - широта и долгота

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ, НО С ФОТО: КАК БУДУТ ПО-НОВОМУ ОФОРМЛЯТЬСЯ ДТП

Есть и минусы, но только один - у самого TruCAM, а остальные - у применения прибора здесь и сейчас:

  • температурный режим - от минус 10 до плюс 60 градусов. То есть фиксация морозной зимой вызывает вопросы. Жарким летом, если прибор будет находиться в специальном антивандальном ящике комплекса "Гарпун", возможен перегрев и также искажение данных;
  • срок жизни. Те, что сейчас есть в Украине завозили еще в 2011-2012 годах, когда недолгое время их применяла ГАИ. Но прошли годы и техническое состояние сомнительное. По данным наших источников, аккумуляторы у закупленных несколько лет назад TruCAM уже не работают. Их нужно менять и на это потратить около 3 млн грн. Таких денег у правоохранителей нет, а найти можно разве что в Дорожном фонде. Вот только и там нет специального пункта о восстановлении радаров;
  • отсутствие сертификации. Устройства должны ее пройти, но, как объяснил нам источник, вовлеченный в обсуждение проблемы на уровне правительства, есть вопросы по стандартам: старые ГОСТы для новой процедуры уже не подходят, а новые не вступили в силу - должны заработать через несколько недель. Поэтому пока что контроль скорости придется отложить на какое-то время. Хотя в Кабмине об этом официально ничего не сказали;
  • незначительное количество. Эксперты говорят, что на складах своего часа ждали чуть более 170 приборов. В то же время в МВД на днях констатировали, что к обеспечению безопасности на дорогах ежедневно привлекают 540 экипажей. Выходит, что "Трукамов" хватит только на каждый третий из них.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БИЧ УКРАИНСКИХ ДОРОГ: ПОЧЕМУ ДАЖЕ НЕВИНОВНЫЙ ВОДИТЕЛЬ ВСЕГДА ПЛАТИТ ЗА ВИНОВНОГО ПЕШЕХОДА

Намерение Кабмина оснастить полицейских радарами для контроля скорости вызвало негодование среди многих автолюбителей. В обсуждениях это часто называют попыткой реанимировать ГАИ и рассадить полицейских в кустах, чтобы ловить водителей и требовать взятки. Правозащитник Владимир Караваев говорит, что это не соответствует действительности, если речь идет о контроле с помощью "Трукамов".

"Это не "фены" - там другой принцип работы. "Фенами" называли старые приборы, с широким лучом. С ними гаишники были вынуждены прятаться в кустах, потому что не могли с далекого расстояния измерять скорость. Только на расстоянии 100 м выскакивали. TruCAM - это лазерный луч. Даже тот год с небольшим, когда ГАИ работала с TruCAM, сотрудники не прятались, а выставляли приборы на штативах. Так что упоминания о кустах, гаишниках и "фенах" в этом случае неуместно, - объясняет эксперт. - На сегодняшний день TruCAM - единственный прибор, который позволяет измерять скорость движения. Других нет, и в ближайшее время не появятся. Скорость действительно служит причиной последствий многих аварий (35% - по данным Нацполиции, - ред.). Конечно нужно пользоваться тем, что есть. Некоторые начинают дискуссию вокруг закона о Нацполиции, мол, там сказано, что могут использовать только автоматические средства для фиксации. У "Трукама" в самой инструкции написано, что это автоматическое устройство. У него есть два режима, в том числе и ручной. Если же он будет применяться в режиме автоматическом, с точки зрения закона все чисто и спокойно".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СТРАНА НЕПОБЕЖДЕННОГО АВТОХЛАМА: ПОЧЕМУ В УКРАИНЕ НЕ МОГУТ СПРАВИТЬСЯ С БРОШЕННЫМИ МАШИНАМИ?

Повод поспорить

Но у измерения скорости радаром сейчас есть другие правовые нюансы. За нарушение ПДД, зафиксированное в автоматическом режиме, полицейский может взыскать штраф с нарушителя прямо на месте - это право закреплено в ст. 222 Кодекса об административных правонарушениях. Причем по ст. 258, по нарушению ПДД, зафиксированному с помощью фото-, кино-, видеосъемки, протокол не составляют, сколько бы ни отрицал свою вину водитель. Однако постановления о штрафе, вынесенные на основании данных радара на месте, можно обжаловать.

Правозащитник Вадим Володарский говорит, что нормы, которые кажутся жесткими по отношению к водителю, на самом деле имеют другой эффект. Во-первых, по решению Конституционного суда (№5-рп/2015 от 26 мая 2015 года) формулировку "рассмотрение дела по месту правонарушения" следует трактовать как "по месту", то есть не на трассе, а в административно-территориальной единице. Во-вторых, КСУ отталкивается от прав человека на адвоката, переводчика, предоставление доказательств, ходатайства, а значит между составлением протокола и постановлением должно пройти время. Адвокат напоминает, что решения КСУ - это официальные трактования закона и они обязательны к исполнению.


Также юрист напоминает, что если водитель в суде оспаривает решение полицейского, обязанность доказывать что-то возлагается на ответчика - на полицейского. Если дело доходит до суда, то протокол - это доказательство по делу. Если нет протокола, то нет и доказательства, например,  нарушения скоростного режима. Именно в этом документе фиксируют показания свидетелей, потерпевших, суть нарушения, его обстоятельства. Если всего этого нет, постановление полиции суд может отменить.


Эта модель не работает в случае с ДТП, вождением в состоянии алкогольного опьянения, создании аварийной обстановки и других статей, которые рассматривают в суде, а не по месту. Но вот со скоростным режимом - вполне.

Вадим Володарский говорит, что положения законодательства изначально были направлены на ограничение прав водителей на защиту, но расширение возможности государства в стремлении ухудшить положение украинцев имеют обратный результат.

Анна Гончаренко