Оплатите за проезд: какими будут концессионные дороги в Украине

Размещено: 02.03.2018
Оплатите за проезд: какими будут концессионные дороги в Украине

27 февраля Верховная Рада обновила украинское законодательство, чтобы привлечь частных инвесторов к строительству концессионных дорог. Они будут новыми, первой категории, в направлениях с большим трафиком и платными.

Появятся платные дороги точно не раньше 2019 года, и о большом количестве маршрутов речь пока не идет. Во-первых, даже в богатых странах Европы протяженность платных дорог исчисляется процентами, а дорожная сеть там длиннее, чем в Украине. Во-вторых, два приоритетных участка определили давно - сначала ориентировались на направление Львов - Краковец (сейчас, правда, маршрут будет иным - от Львова до границы с Польшей) и Киев - Белая Церковь.

Зачем нужен был законопроект?

Концессионная дорога - новый участок пути, который инвестор строит за свои средства, за перемещение по ней с водителей взимают плату, а после окончания сроков концессии дорога становится государственной и бесплатной.

Важные нюансы для инвесторов. Теперь в законодательстве прописано:

  • Кабмин определяет, какая дорога нужна, на основании технико-экономического обоснования, принимает решение о строительстве с указанием стоимости дороги и ориентировочной прибыли концессионера. Он же отвечает за концессионный конкурс;
  • концессионными будут дороги государственного значения;
  • местным властям запрещено отдавать кому-либо земельные участки, на которых будут строить концессионную дорогу;
  • концессионеру гарантируют компенсацию, если за год он получил от эксплуатации дороги доход меньший, чем предусмотрено договором. То есть если трафик будет недостаточным, правительство выплатит компенсацию, но не больше 30% запланированного дохода.

Важные нюансы для водителей:

  • концессионная дорога - это новый участок пути, а не уже существующий;
  • у платной дороги должна быть бесплатная альтернатива, и протяженность бесплатной альтернативной дороги может быть максимум в два раза длиннее платной. Но есть оговорка: если больше половины платной дороги составляют мосты, тоннели или путепроводы, то требование к протяженности альтернативной бесплатной дороги уже не действует;
  • правительство устанавливает максимальный размер разовой платы за проезд с учетом уровня инфляции;
  • каким именно образом водители будут платить за проезд, решает концессионер.

У государства нет денег на строительство дорог - их изыскивают только на ремонт, реконструкцию и содержание. Новые путепроводы сейчас строят только за счет кредиторов, а инвестиции - второй из возможных способов увеличить дорожную сеть.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРОЖНЫЙ ФОНД: ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН И КАК БУДЕТ СПАСАТЬ УКРАИНСКИЕ ДОРОГИ?

Кто будет строить дороги?

Законопроект принят для того, чтобы сбить градус опасений инвесторов. Благодаря ему часть рисков уходит - Кабмин берет концессию под опеку, и теперь закон ограждает концессионера от махинаций с землей.

"Законопроект разработан для того, чтобы сделать инвестирование в автомобильные дороги привлекательным для инвесторов. После подписания президентом этого закона, я думаю, что процесс по подготовке к строительству первой дороги на условиях концессии будет запущен, - говорит эксперт по вопросам транспорта Александр Кава. - Что касается дорожных объектов, то Украина привлекательна для инвесторов. Но нужно понимать, что мы можем предложить не очень много вариантов. При оптимистическом сценарии, в этом году может быть подписано первое соглашение о концессии и в следующем году может начаться строительство". 

 

Сторонники законопроекта о концессии указывают на то, что некоторые транспортные коридоры уже перегружены. Среди таких особо выделяют направление Киев - Одесса (трасса М-05) на участке возле столицы с трафиком больше 40 тыс. автомобилей в день. Построить новый участок Киев - Белая Церковь и разгрузить это направление планируют уже давно. Но первой концессионной дорогой, как говорит Александр Кава, будет Львов - граница с Польшей протяженностью 64 км. Хотя раньше планировали построить концессионную дорогу Львов - Краковец протяженностью 84,4 км с северным объездом Львова.

"Сейчас северный объезд - это будет проект за счет кредита МФО (международных финансовых организаций, - ред.). от Львова до границы с Польшей остается 64 км.Там есть старая дорога М-10, а новая пройдет на небольшом удалении от существующей, - объясняет Кава. - Но если старая имеет две полосы, то новая будет скоростная, с четырьмя полосами, двухуровневыми пересечениями. Она позволит доезжать от Львова до границы с Польшей за 30 минут без нарушения ПДД".

Кроме этой концессионной дороги и направления Киев - Белая Церковь есть еще и третий привлекательный для инвесторов участок - Мукачево - Стрый, через горы.

"Это новая скоростная дорога с четырьмя полосами, которая должна сократить путь от Львова до Мукавеча до двух часов, - рассказывает эксперт. - Соответственно, от Львова до границы с Венгрией и Словакией можно будет доехать за 2,5 часа, а там уже выйти на сеть скоростных магистралей Венгрии и Словакии".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БОЛЬШАЯ РАСПРОДАЖА: КАК ТЕПЕРЬ БУДУТ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО

Сколько будет стоить проезд?

Строительство участка Киев - Белая Церковь протяженностью 50 км оценивают приблизительно в 300 млн долл. и срок окупаемости может составить 25 лет. Можно посчитать, какой должна быть стоимость проезда за 1 км только для того, чтобы окупить расходы на строительство:

  • минимум, который должна приносить в день такая дорога - 34 тыс. долл.;
  • при трафике 40 тыс. автомобилей в день, за 50 км каждый должен заплатить минимум 85 центов, а за 1 км - 1,7 центов, или 45 коп. по нынешнему курсу.

Но это расчеты исключительно себестоимости, а в цену нужно заложить прибыль, содержание и риски. Трафик - один из этих рисков, и как поведут себя водители, выбирая между возможностью поехать быстрее, но за деньги, или сделав крюк, но бесплатно, зависит от множества факторов. В том числе и от того, какой будет платежеспособность украинцев на момент запуска концессионной дороги. Европейские расценки - около 9-15 евроцентов за 1 км - нам точно не по карману.

"Концессионные дороги - общепринятая мировая практика. Я уверен, что в Украине она тоже приживется. Но цена за пользование платной дорогой, конечно, должна соответствовать среднему уровню доходов украинцев, - говорит глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. - Неуместно вести расчеты с учетом европейских расценок, иначе у нас дорогой никто не будет пользоваться. Поскольку концессионеры заинтересованы в том, чтобы возместить свои расходы, думаю, что средний уровень доходов по стране будут учитывать. Думаю, что активно пользоваться концессионными дорогами будут корпоративные автомобили, особенно, транспортных компаний. У них сроки пребывания в пути и расход топлива составляет большую часть себестоимости услуг и им будет выгоднее отправлять транспорт по концессионным дорогам - более коротким с постоянной высокой скоростью. Думаю, что все владельцы автомобилей захотят испытать, что такое платные дороги, так что вначале поток будет достаточно высоким". 

 

Анна Гончаренко