Что делать с "евробляхами": амнистировать, легализовать или снизить налоги?

Размещено: 16.02.2018
Что делать с "евробляхами": амнистировать, легализовать или снизить налоги?

По данным Государственной фискальной службы, по украинским дорогам ездят 246,4 тыс. автомобилей на "евробляхах" с просроченной регистрацией. То есть мимо украинского бюджета прошли больше 18 млрд грн потенциальных поступлений от растаможки подержанных импортных автомобилей.

По альтернативным данным, авто на еврономерах, в том числе и с просроченной регистрацией, в разы больше - до 1-1,5 млн. На тысячу украинцев приходится 202 автомобиля (данные за 2016 г.), значит в стране около 8,6 млн авто и каждое восьмое транспортное средство - на "евробляхах" Значит проблема не просто назрела, а перезрела. В Верховной Раде скопилось два десятка законопроектов, которые тем или иным способом предлагают ее решить. Но удовлетворить каждую из сторон они пока не могут. Как же найти компромисс?

Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины:

- Автомобили на "евробляхах" требуют легализации на территории Украины. В первую очередь, из соображений безопасности: в случае ДТП или преступления, правоохранители должны иметь возможность идентифицировать транспортное средство. Плюс, социально и экономически справедливо, чтобы ввезенные автомобили прошли не только юридическую легализацию, но и экономическую, то есть, чтобы с них были уплачены соответствующие налоги.

В вопросе уплаты налогов можно достичь компромисса между собственниками и государством. Его нужно найти и определить диапазон суммы, которую должны заплатить владельцы "евроблях". Конечно, с точки зрения справедливости, размер этой суммы должен зависеть от возраста автомобиля (чем старше, тем больше сумма) и объема двигателя (чем больше, тем выше сумма). Но диапазон - вопрос компромисса: 0,5-1 тыс. долл. или 1-2 тыс. долл.


Но в вопросе правовой и финансовой легализации компромисса быть не может. Нельзя, чтобы они дальше ездили без легализации и ничего не платили - это несправедливо по отношению к тем, кто купил б/у автомобили, уплатив налоги, и тем, кто покупает новые автомобили в салонах и тоже уплачивает все налоги.


Это огромная коррупционная дыра для таможни при пересечении границы и потом для полицейских, которые имеют право останавливать и штрафовать за нарушение регистрации. Ее не хотят закрывать. Но, учитывая то, что 2018 год у нас предвыборный, я на 99% уверен, что ближе к выборам власть этот вопрос решит, потому что он касается уже слишком большого количества людей. Только официально 250 тыс. автомобилей с просроченной регистрацией, на каждый приходится минимум одна семья из 3-4 человек. То есть вопрос касается минимум 1 млн украинцев. Чтобы сделать популярный жест, власть или в конце этого, или в начале следующего года решит вопрос на основе компромисса.

Читайте также: "Конфисковать или подождать: будет ли быстрая победа в войне с "евробляхами"?

Владимир Караваев, правозащитник:

- Проблема есть, мы уже приблизились к миллиону автомобилей на еврономерах, а если мы посмотрим по Западной Украине, то там из десяти автомобилей девять таких. Ситуация патовая. Законодательство написано так, что государство ничего не может сделать. Но нужно посмотреть друг другу в глаза и честно сказать, что у человека, который заплатил две тысячи за автомобиль, возможно, это - единственная сумма, которую он себе позволил выделить на то, чтобы сменить старые "Жигули" или "Москвич" на что-то более современное и безопасное. И как бы там ни старались, ничего больше заплатить он сможет. Какие бы суммы мы ни называли, человек даст ровно столько, сколько сможет.


Механизмов для легализации много, законопроектов тоже, то предлагают 400 евро (300-400 евро - предложение владельцев авто на еврономерах, которые они выдвигали на акциях протеста осенью 2017 г., - ред.), то разбить и оплачивать по 20-30 евро каждый месяц. Но все механизмы должны учитывать реалии, а они таковы, что человек заплатит деньги, только если они есть.


В данной ситуации государство не вправе требовать от граждан исполнения закона по одной причине – оно само законы не выполняет. Государство не может обеспечить безопасные дороги, бесплатную медицину, бесплатное образование - перечислять можно долго. То есть свою часть договора не выполняет, а значит, не может требовать от гражданина, чтобы он выполнял свою часть.

Читайте также: "Должен - плати: зачем нужен единый кредитный реестр"

Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров:

- Самый оптимальный вариант - уплати налоги и спи спокойно. Есть "кривая Лаффера": по оси x - количество поступлений в бюджет, а по оси y - величина налогов. Она напоминает гору: когда налоги увеличивают, растут поступления в бюджет, кривая достигает вершины и потом поступления снижаются. После увеличения налогов, люди начинают от них уходить. Так происходит не в Украине, а во всем мире: когда в Америке ввели налог на роскошь, владельцы яхт начали выводить их под либерийским флагом.

Когда возникает искушение не платить налоги, это становится массовым явлением. Чтобы заставить платить налоги, нужно их снизить. Тогда людям интереснее платить их, а не играться с законом и давать взятки таможенникам.

Нам выгодно снижение налогов, потому что мы - официальные импортеры: чем меньше налоги, тем дешевле автомобиль и тем больше мы их продадим. Тогда автомобилей будет обслуживаться больше, увеличится потребность в запчастях. Кому же снижение налогов невыгодно? Тем, кто живет на схемах "евроблях", например, таможне, различным коррупционерам, тем людям, которые организовали ввоз "евроблях". Посмотрите, сколько стоят их услуги - 1 400 евро. Если государство сделает такой же налог, кому люди понесут деньги? Государству, а эти фирмочки закроются. Поэтому они, вместе с крышующими их чиновниками, делают все, чтобы налоги не снижались. Они поддерживают снижение на словах, но я верю только фактам.


Спросите "евробляхеров", где их законопроект о снижении налогов? Сегодня в Верховной Раде 23 законопроекта о легализации "блях" разными методами. Где хоть один законопроект, кроме нашего, о снижении налогов? Мы подготовили законопроект о полной отмене пошлин, акцизов, НДС. Его не зарегистрировали. Депутаты, которые нас поддерживают, говорят, что "за", а когда говорим: "Подпишите", отвечают, что руководство фракции не рекомендует.


От 1000 до 1400 евро с машины получают наличными. Одни говорят, что таких в стране 1 млн, другие, что 1,4 млн. Возьмем 1 млн и умножим на 1 400 евро - 1,4 млрд евро наличными получили посредники. Есть чиновники, которые борются за то, чтобы у бюджета не было потерь. Но коррупционным чиновникам и депутатам из бюджета трудно что-то украсть - МВФ наблюдает, американцы контролируют каждую копейку. А вот наличные деньги, которые украинцы носят фирмочкам за ввоз "верблюдом" (иностранный владелец авто, который ввез его в Украину, - ред.), никто не контролирует. Поэтому интереснее, чтобы миллиарды евро шли в карман, а не в бюджет.

Анна Гончаренко