Hyperloop год спустя: когда будем ездить из Киева в Одессу за 40 минут и сколько это будет стоить

Размещено: 25.02.2019
Hyperloop год спустя: когда будем ездить из Киева в Одессу за 40 минут и сколько это будет стоить Тест вакуумной трубы в пустыне. Фото: hyperloop one

Американский предприиматель Илон Маск озвучил идею создать высокоскоростной транспорт будущего еще 6 лет назад. Hyperloop с английского переводится как "гиперпетля". Это пневматический поезд, который движется по вакуумному трубопроводу, а вместо вагонов у него - пассажирские капсулы. 

Из-за низкого сопротивления в трубопроводе капсулы могут двигаться со скоростью до 1 200 км/ч за счет солнечных батарей. Это в полтора раза быстрее самолета Boeing-737.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян 21 февраля 2018 года анонсировал три слова, которые должны перевернуть представление об украинских технологиях. Он заявил, что в нашей стране может появится свой собственный аналог Hyperloop Уже 14 июня мы подписали с компанией Hyperloop Transporation Technologies Меморандум о сотрудничестве.

На каком этапе сейчас строительство Hyperloop, сколько будут стоить билеты и куда можно будет отправиться с помощью “гиперпетли” - в материале NEWSONE.

Что уже сделали

Центр, который занимается проектом в Украине, называется HypeUA, потому что на использование оригинального названия нужны права. Существует также конкурс Hyperloop Challenge, который дает странам разрешение использовать название. Украина будет в нем участвовать. Если не выиграет - внесет собственные изменения в конструкцию поезда и назовет его иначе.

Пока все, что было сделано за год - это технико-экономическое обоснование по проекту от ученых. В этом году должны построить испытательную площадку в Днепре. Нужное место уже нашли - это будет территория индустриального парка. Тестовая труба будет небольшой: в длину всего в 500 метров. На строительство площадки уйдет несколько десятков миллионов гривен.

В HypeUA планируют, что на этой площадке будут развиваться и другие стартапы. Там будут проводить различные испытания в рамках международного консорциума, что станет большим плюсом для международного рейтинга Украины.

В принципе, основная цель всего украинского проекта – не столько перевозки украинцев, сколкьо испытания проототипа на международном уровнке. Этот проект Омелян называет делом своей жизни и считает, что он принесет много пользы украинской науке. Например, при его реализации будут изобретены новые сплавы, двигатели, построена новая инфраструктура. 

“Дело не в том, поедет "гиперлуп" или нет, хотя я верю, что поедет, - дело в том, что это шанс для Украины вспомнить, что мы нация умных, современных людей”, - говорит он.

Какие города соединит Hyperloop

В Мининфраструктуры говорят, что уже занимаются поиском инвесторов и присматривают локации для поезда. В планах - совместить Балтику и Черное море. Первую линию построят по маршруту "Львов-Киев-Одесса". Планируется, что на перемещение между этими городами понадобится всего 40 минут.

Украинцы активно предлагают свои маршруты. Например, в январе на сайте президента появилась петиция о постройке туннеля между Днепром и Запорожьем. По мнению автора, это может увеличит пассажиропоток для нового аэропорта "Приднепровье". Автор другой петиции предлагал строительство Hyperloop между Новомосковском и Днепром. Обоснование было простое: местные АТП не справляются с пассажиропотоком.

Но на такие короткие расстояния строить поезд нерентабельно. Как только капсулу разгонят на достаточную скорость, придется ее тормозить. Поэтому в будущем планируют соединить все украинские города-миллионники.

Условия в поезде

Учитывая, что украинские ученые будут опираться на американскую разработку, можно предположить, что наш поезд будет похож на уже представленный Илоном Маском Quintero One. Этот 32-метровый вакуумный поезд весит около 5 тонн и одновременно может перевозить от 28 до 40 пассажиров.

Эксперты НАНУ описывают капсулу, в которой будет ехать пассажир, так: ширина - 1,35 метра, максимальная высота – 1,1 метра. Таким образом, транспортировка будет полулежа. Встать в капсуле будет невозможно, и туалетами они оборудованы не будут. Также пока похоже на то, что медицинскую помощь во время пути пассажиру предоставить не смогут. В американском проекте все эи параметры более комфортны.

Скорость движения поезда составит 1 080 км/ч. Перегрузка для пассажира будет в 2-3 раза сильнее, чем при взлете самолета. Таким образом, пассажиры должны быть здоровыми, стройными и с сильным вестибулярным аппаратом.

Кто станет первыми пассажирами и протестирует Hyperloop - пока не решили. В министервстве говорят, что сперва предстоят длительные тесты на соответствие стандартам безопасности. Сейчас там точно не уверены, как все это будет работать. 

Стоимость строительства

Важно уточнить, что речь идет о строительстве эстакады, а не о подземной стройке. Иначе все было бы намного дольше и сложнее.

Пока по бюджету проекта ничего не ясно, но примерно подсчитывают, что стоимость километра одной линии - 10 миллионов долларов. Омелян заявляет, что строительство коммерчески окупаемо. А в Hyperloop Transportation Technologies считают, что мы сможем “отбить” деньги через 12 лет. При этом обычная железная дорога трудноокупаема и стоит в два раза дороже, чем “гиперпетля”, ведь строительство требует денег на насыпь.

Эксперты Украинского института будущего уже подсчитали, что стоимость трассы гиперлупа между Киевом и Одессой составит 3,6 млрд долларов. При этом весь прошлогодний бюджет Мининфраструктуры - примерно 2,8 млрд. Только не долларов, а гривен. Если строить Hyperloop из бюджетных денег, понадобится по меньшей мере 36 лет.

В Министерстве успокаивают, что строительство будет происходить за счет частных инвестиций. Появление такой технологии позитивно повлияет на бизнес, а также должны появиться новые рабочие места. К тому же, компания Noosphere согласилась предоставить пять своих лабораторий для украинских команд, которые присоединятся к проекту.

Для сравнения, стоимость четвертой линии киевского метро между Троещиной и Жулянами - 2 миллиарда долларов, то есть почти в 2 раза меньше, чем затраты на Hyperloop. И если между Одессой и Киевом курсируют “Интерсити", самолеты и автобусы, то комфортной альтернативы метро нет. 

Цена билета

Сперва были заявления о том, что стоимость билета может составить около 20 долларов. Но затем в HypeUA уточнили, что это только покрытие стоимости эксплуатации. А ведь труба еще должна окупаться. Так что билет будет ориентировочно стоить около 4,5 тысяч гривен (167 долларов).

Руководитель проекта HypeUA Александр Озеран говорит, что люди, благодаря украинскому “лупу” могли бы работать в Киеве, а жить в Одессе. Конечно, если они обеспечены.  Ожидается, что инфраструктурой будут пользоваться бизнесмены, которые ценят свое время. Так что затея - не для простых смертных.

Но в перспективе билет на высокоскоростной поезд должен сравняться в цене с билетами на самолет или даже стать дешевле.

Когда ждать внедрение

Пока что система “гиперпетли” не работает нигде в мире. Ее один раз успешно испытали три года назад в пустыне штата Невада, и уже в этом году будут перевозить грузы. А первые маршруты для пассажиров Маск хочет запустить через 2 года. Ближайший из них от Украины - в Польше. Транспорт будет соединять города на расстоянии до 1 600 километров. 

Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, который мы подписали с кураторами знаменитого проекта, на самом деле ничего особенного не означает. Он носит сугубо декларативный характер и не возлагает на подписантов обязательства. Так что существует серьезная вероятность, что в итоге ничего построено не будет.

Тем не менее, Омелян прогнозировал, что запуск Hyperloop в Украине может произойти при оптимистичном прогнозе в ближайшие 5 лет, при пессимистичном - через 10. Но это в случае успешной совместной работы с американскими коллегами. Сам он верит, что проект вполне реален.

"Сначала саму идею называли мыльным пузырем, потом меморандум - мыльный пузырь, затем тестовую площадку назовут мыльным пузырем, а затем поездка на "гиперлупе“ станет обыденностью", - заявлял он.

Чем угрожает строительство "лупа” в Украине

Научное обоснование проекта, которое представили в НАНУ, заслуживает особого внимания. Кстати, его осуществляли на волонтерских началах.

Обоснование гласит, что проекту - быть. Ученые назвали плюсы от строительства: поездки будут быстрыми, сам поезд - экологичным, транспортная инфраструктура городов будет разгружена, а туризм усилится.

Но были и минусы. Во-первых, в НАНУ считают, что "поезда-пули", которые курсируют по высокоскоростной сети железных дорог в Японии, составляют серьезную конкуренцию такому поезду. Они уже проверены временем: в стране восходящего солнца используют такие перевозки между крупными городами более 50 лет.

Во-вторых, есть экономические риски: авиакомпании снижают цены на билеты, а после запуска “лупа” цены на него будут кусаться.

Кроме того, в НАНУ подчеркивают, что заинтересованные люди могут саботировать строительство. Также ему может помешать политическая ситуация в стране.

Есть и различные сложности в процессе реализации. Еще нужно купить землю под строительство, так что все может затянуться. До сих пор не решили так же, как будет работать землеотвод.

Также под вопросом безопасность. Эксперты по транспортной инфраструктуре считают, если Hyperloop построят, он может стать легкой мишенью для террористов. 

Вспомним железнодорожный экспресс, соединивший Центральный вокзал Киева и международный аэропорт Борисполь. Было снежно и возникла проблема с двигателем: поезд “встал” на второй день после запуска, за 5 километров до аэропорта. Будет ли все идти по плану с более сложным устройством?

Профессор химии Фил Мейсон считает, что любое повреждение обшивки корпуса туннеля легко разгерметизирует помещение. Воздух в таком случае обрушится на тех, кто находится в капсулах, и убьет их. Хоть Илон Маск с этой позицией не согласен и подчеркивает безопасность системы, большинство экспертов утверждает: если произойдут технические неполадки, массовая гибель людей действительно возможна. И даже при нормальных условиях на такой скорости пассажиры рискуют потерять сознание.

Если предположить, что туннели все-таки построят, то в цене упадет углеводородное сырье. Бензиновые автомобили в отдельных штатах США и некоторых европейских странах уже сейчас отходят на второй план благодаря Tesla Маска.

Зачем в Украине взялись за Hyperloop

Внедрение инноваций происходит в то время, как пока цены в электричках и поездах дорожают. Поэтому большинство украинцев настроены к “лупу” не самым оптимистичными образом. А нардепы утверждают, что перед строительством "гиперлупов" Кабмин и Министерство инфраструктуры должны отремонтировать дороги по всей стране.


Своим мнением о том, почему Украина взялась за Hyperloop, с NEWSONE поделился мнением Дмитрий Беспалов, эксперт по транспортному моделированию.

“Мы как государство очень правильно себя ведем. Пытаемся “застолбить тему”: мир об этом говорит, и мы тоже говорим. Конечно, если оценивать это реалистично, то это история не для нас. Взять даже созданное агентство HypeUA. Одно это слово несет в себе иронию.

К Hyperloop много внимания, но в мире есть также много вариантов, которые могут составить “лупу” серьезную конкуренцию. Это и поезд с магнитными подушками, и струнная дорога. Кроме того, у нас не за что строить трубу. Транспортная отрасль очень консервативна, и речь идет об очень больших затратах, так что все подобные решения должны очень серьезно обсуждаться. Сейчас в отрасли есть другие проблемы, которые требуют решений.

Вокруг темы “гиперлупа” вертится много венчурных компаний, которые ищут, кто в это вложится. Такая условная пирамида. Но, видимо, не очень в это и хотят инвестировать. А мы об этом заявляем на случай, что система вдруг заработает. Мы - человек, который в компании может только поддержать разговор”, - комментирует Дмитрий Беспалов.

Идея построить “гиперлуп” в Украине целиком и полностью принадлежала Владимиру Омеляну. Теперь же он представил Кабмину еще одну - по реформированию портов. По подсчетам Омеляна, на это необходимо 35 миллиардов гривен. Это где-то треть ориентировочной стоимости украинского Hyperloop. 


Поскольку обещание построить Hyperloop нигде не задокументировано, а лишь декларативно, далеко не факт, что у нас все-таки появится высокоскоростной поезд. По сути, конкретные действия за год не были осуществлены. Но любые шаги в сторону инноваций - это хорошо, ведь они стимулируют развитие украинской науки.

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.