Киевский транспорт "пересаживают" на электронный билет: как это работает и почему удобно

Размещено: 01.11.2018
Киевский транспорт "пересаживают" на электронный билет: как это работает и почему удобно Фото: Киевпастранс

"Передайте, пожалуйста", "Водитель, а где моя сдача?" Скоро мы будем слышать эти слова гораздо реже. С 1 ноября в киевском общественном транспорте запустили систему электронных билетов, но пока в тестовом виде. Она позволяет внедрить автоматизированную систему оплаты и полностью отказаться от расчетов наличными.

Введения этой системы мы ждали уже 15 лет, тем временем удовлетворяясь считывающими устройствами и электронными компостерами в метро и на линиях скоростного трамвая. И вот в августе прошлого года, наконец, состоялся тендер на закупку оборудования для наземного транспорта. Согласно распоряжению главы киевской госадминистрации Виталия Кличко, тестовый период продлится год, после чего все мы "пересядем" на е-билеты.

Как это работает?

Общественный транспорт оборудовали валидаторами - специальными считывающими устройствами. В каждом автобусе, троллейбусе и трамвае установят от трех до пяти устройств - все зависит от размера транспорта.

Заплатить за проезд можно:

1. Талончиком с QR-кодом, который вы приобретете в IBox на остановке, в банковских терминалах и киосках.

2. Пластиковой картой, на которую "закинете" деньги за определенное количество поездок через терминалы, интернет или специальные кассы. Схема работает, как и сейчас в метро. Приобрели больше поездок - проезд дешевле.

3. Банковской картой. PayPass тоже будет работать, так что можно прикладывать к валидатору гаджет.

4. Через специальное приложение в смартфоне, чтобы не передавать в давке за проезд карточку или даже смартфон.

5. "Карточкой киевлянина" - с ней каждый билет будет на 50 копеек дешевле.

Конечно, от "зайцев" это все равно не спасает. При игнорировании валидатора, вероятно, будет происходить такая же ситуация, как и при игнорировании компостера, - нарушителей будут выявлять бдительные контролеры. Для этого у них будут специальные мобильные устройства.

Проезд стоит 8 гривен - повышений в Киевгосадминистрации не анонсировали. В планах также создание кабинета пользователя, где пассажиры смогут определять тариф на месяц, квартал или год. Пластиковую карточку можно будет приобрести за 40-50 гривен на станциях метрополитена и в центрах предоставления админуслуг.

В случае если карта на электронный билет лежит у вас без дела год, ее заблокируют в системе, а деньги за неиспользованные поездки не вернут.

Для льготников электронные билеты предусмотрели - их можно получить бесплатно. Возможность льготного проезда тоже сохраняется. Тем же, кто не захочет делать единый билет, или, к примеру, туристам, оставили альтернативу - обычный билет, но за него придется заплатить больше. По предварительным прогнозам, их можно будет приобрести у водителя в 1,5-2 раза дороже.

В коммунальном транспорте валидаторы установили за счет городского бюджета, а вот частники будут делать это за свой счет. Сами владельцы маршруток будут заинтересованы в валидаторах, - так они смогут посчитать льготников и получить дотации за их перевозки. Таким образом, в маршрутках может подорожать проезд. Эксперты прогнозируют, что его цена будет стартовать от 10 гривен.

Читайте такжеСЭКОНОМИТЬ НА "КОММУНАЛКЕ": КАК ПЛАТИТЬ ЗА СВЕТ И ОТОПЛЕНИЕ НА 50% МЕНЬШЕ - СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ

Зачем это нужно

Сейчас "Киевпастранс" распределяет количество движущегося состава, учитывая только утренний пик, вечернее и межпиковые часы. Утром и вечером просто добавляют пару автобусов, и они то возят воздух, то в них невозможно залезть. В реальности в столице есть 6-7 пиковых периодов, и на разных маршрутах они приходятся на разное время. Когда же необходимо открыть новый маршрут, предприятие просто снимает пару машин с других маршрутов, что еще сильнее уменьшает уровень комфорта пассажиров.

Электронный билет собирает данные обо всех перемещениях общественным транспортом с точностью до остановки. Информация попадает в дата-центр, и таким образом формируется наполненность транспорта по всей столице. Система советует, в какое время на каких маршрутах добавить или убрать транспорт. Город узнает реальный пассажиропоток, а не рисует его с потолка. Такая система учета пассажиров близка к идеальной.

Благодаря электронному билету можно собрать не только информацию о пассажиропотоке, но и о количестве фактически перевезенных льготников.

Сейчас для сбора выручки коммунальное предприятие "Киевпастранс" содержит целый штат кондукторов, контролеров, инкассаторов. Деньги идут на зарплаты и печать билетов, а и из-за отсутствия учета льготников теряется почти половина собранных средств. С электронным билетом не нужны кондукторы, водителям не приходится отвлекаться от дороги на продажу билетов. Сегодня в маршрутках водитель часть отдает в кассу владельцу фирмы, часть иногда кладет в карман - электронный билет позволяет исключить человеческий фактор. Также решается ситуация с повторным компостированием билетов. Пассажир получает возможность лучше проконтролировать трату своих денег. А еще - одним проездным документом можно будет пользоваться и в наземном транспорте, и в подземке.

Электронный билет - крайне позитивное нововведение, считает Владимир Наумов, председатель совета центра реформ транспортной инфраструктуры.

"Перевозчики умышленно занижают пассажиропоток минимум вдвое. Нет 100% учета перевезенных пассажиров - нет справедливого расчета стоимости проезда. Цены растут, пассажиропоток - в тени, а качество обслуживания не улучшается. Электронный учет проезда и прозрачные конкурсы просто необходимы”.

Юлия Красовская, заместитель председателя центра, считает, что отсутствие электронного билета провоцирует необоснованное повышение цен на проезд.

"Я неоднократно утром в час пик оказывалась в ситуации, когда автобус был без кондуктора и контроллера. В итоге 80% ехало бесплатно. Как тогда можно говорить об убыточности - непонятно. Пока не будет е-билета и точной информации по спросу на общественный транспорт, никакое обоснование по повышению стоимости проезда нельзя считать достоверным, потому что убыточность пассажирских перевозок не доказана".

Читайте также - ГИГАНТСКАЯ СВАЛКА ИЗ МАШИН В ЦЕНТРЕ КИЕВА: ЧТО ЖДЕТ ВОДИТЕЛЯ АВТОКРАНА И КТО ЗАПЛАТИТ ЗА 21 РАЗБИТОЕ АВТО

Можно ли было сделать лучше?

Электронный билет обошелся Киеву в 365 миллионов гривен. Финансы пошли на 1500 валидаторов, 300 мобильных считывающих устройств для контролеров, программное обеспечение и монтаж.

Можно ли было сэкономить деньги горожан? Вариант был: возложить на компанию-оператора электронного билета создание пилотного проекта, оплату программного обеспечения и самых валидаторов. Такая компания внедряет проект менее чем за полтора года и заключает с Киевом договор концессии, например, на 10 лет. В течение этого срока она получает процент от выручки или фиксированную сумму ежемесячно. А после все оборудование бесплатно переходит в коммунальную собственность. Тогда Киев проводит новый конкурс на обслуживание системы электронного билета.

Почему же так не поступили? Если компания-оператор заинтересована в выручке, она будет жестко контролировать, куда пойдут средства. Это исключает возможность "распила". Киев же решил выделить бюджетные средства, а это значит высокий риск коррупции.

То, что системой сбора выручки управляет не независимая компания, а "Киевпастранс", несет еще один риск. Для перевозчика появляется соблазн выбирать выгодные для себя маршруты, лучше обслуживать короткие дистанции с большим количеством пассажиров и саботировать не такие выгодные направления.

Читайте также - ИСЧЕЗНУТ ЛИ ПЕЧАТНЫЕ УЧЕБНИКИ И ГОТОВЫ ЛИ К ЭТОМУ ШКОЛЫ: КАК В 2019 ГОДУ ИЗМЕНИТСЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ

Как в других странах

Киевская администрация обещает электронный билет еще с 2003 года, но и сейчас мы его получаем немного не в таком варианте, как хотелось бы. Он должен был давать право проезда на определенное время, то есть обеспечить бесплатные пересадки между всеми видами транспорта.

В Варшаве, например, существуют 20-ти, 75-ти минутный, суточный билет, билет на выходные с вечера пятницы до утра понедельника, месячный и трехмесячный. Есть даже групповой билет, по которому до десяти человек могут кататься с пересадками более часа.

А в британской столице электронную карту Oyster Card пополняют на определенную сумму денег, и с этой суммы оплачивают проезд. Это избавляет от махинаций при повышении стоимости проезда, как, например, в киевском метро. Перед последним подорожанием люди запасались несколькими карточками и пополняли их "под завязку".


Но в действительности электронный билет - это только начало. Далее необходимо внедрить новые условия сотрудничества между городом и перевозчиками. Сегодня "Киевпастранс" и частники получают маршрут, а потом собирают столько выручки, сколько могут собрать. Цивилизованный вариант - оплата за километры маршрута. Тогда водители не будут стоять на остановках по несколько минут и устраивать гонки на дороге.

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.