"Укол адреналина в сердце" или "дыра в кармане". Как введение налога на выведенный капитал повлияет на простых украинцев

Размещено: 11.04.2019
"Укол адреналина в сердце" или "дыра в кармане". Как введение налога на выведенный капитал повлияет на простых украинцев Доллар и гривна. Фото: пресс-центр НБУ

Парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал принять за основу законопроект о налоге на выведенный капитал. После годов дискуссий о его важности, законопроект вновь обещали обсудить в Верховной Раде.  

Председатель комитета Нина Южанина в своей соцсети объяснила происходящее многократными обращениями от бизнеса и граждан в течение последних двух недель. Таким образом, шансы на вторую жизнь проекта закона №8557 снова возросли.

Налог на выведенный капитал встречает самые разные отзывы в экспертном обществе. Давайте попробуем разобраться, о чем спорит бизнес, и как введение нового налога повлияет на простых украинцев: какими в случае его введения будут зарплаты, пенсии и субсидии.

Предвыборный хаос

Если говорить о сути налога на выведенный капитал кратко, то это возможность для бизнеса не платить 20% государству с прибыли и вложить все деньги в развитие своей компании. Согласно замыслу авторов законопроекта, больше денег внутри бизнеса - сильнее развитие страны. 

Идею активно обсуждают еще с 2015 года. Тогда глава налогового комитета Нина Южанина в другом законопроекте предложила облагать налогом только распределенную прибыль. В итоге Минфин отклонило эту идею. 

Затем к ней вернулись в 2016 году. Тогда министр финансов Александр Данилюк был против. Интересно, каким будет его отношение к налогу на выведенный капитал теперь, ведь Данилюк рассматривается кандидатом президенты Владимиром Зеленским как потенциальный министр экономики. А сам Зеленский активно выступает за этот налог. 

Законопроект неоднократно лоббировал и Петр Порошенко. Он ранее планировал, что новшество будет действовать если не с 2019 года, то с 2020-го. "Это как укол адреналина в сердце – точно сработает", - сказал он. Но затем он шел на попятную, и заявлял, что уже поданный в парламент законопроект - не ко времени, а "МВФ против". 

Эксперты утверждают, что резкое возобновление шумихи вокруг законопроекта связано с предвыборным периодом. Происходящее называют способом политической борьбы, когда каждая сторона будет говорить, что боремся за налог о выводе капитала лучше другой. Если за законопроект проголосуют именно во время каденции Порошенко, то это может увеличить шансы для него продлить свое правление на второй срок.  

Что же в итоге дает нашумевший налог? 

Трудоустройство и высокие зарплаты

Эксперты оценивают, что на протяжении следующих 50 лет в украинскую экономику нужно влить от 500 миллиардов до триллиона долларов, чтобы построить новую инфраструктуру, а рост экономики вписывался в реалии. Где брать эти деньги? Кредиты МВФ называют "латанием прежних дыр в экономике". Их попросту недостаточно. 

Отмена налога на прибыль предполагает, что от 60 до 80 миллиардов гривен, которые сейчас идут в бюджет, могут остаться у бизнеса. Он может инвестировать в производство, строить цеха, заводы, закупать оборудование технику. Что такое строительство? Это закупка щебенки, металла, специального оборудования. Все этокак правило, производится в Украине, за исключением оборудования для некоторых отраслей 

Также нужны будут новые рабочие места. Соответственно, вырастет уровень трудоустройства, ведь люди будут получать больше. Выше зарплаты - это рост покупательной способности, торговли. Людям не надо будет ездить в Польшу, в Россию, ведь будет хватать работы в Украине. Таким образом, если направить деньги на расширение производства, стоит ждать рост украинского ВВППо оценкам Украинского института будущего, если изменения затронут всех плательщиков налога на прибыль, ВВП Украины будет ежегодно расти на 1-2%. Также возможно улучшение уровня жизни граждан без серьезного внешнего кредитирования. 

Но бизнес не просто освободят от налогообложения. Вместо налога на прибыль придёт налог на выведенный капитал. Если собственник изъял определенную сумму из бизнеса, то ему нужно платить 15%. Большинство операций с выводом капитала за границу связано с транснациональными копаниямиИменно им придется платить больше. 

В 2017 году только официальный отток капитала из Украины составил почти два миллиарда долларов. Из этой суммы в экономику вернулось в десять раз меньше. Разница осталась в офшорах, потому что для бизнеса нет мотивации вкладывать в украинскую экономику. Если говорить о сроке независимости нашей страны, то это потерянные сотни миллиардов долларов. Стоит установить 15%, и выводить деньги будет уже невыгодно. 

Планируется масштабный выход из тени предприятий, которым невыгодно будет скрывать свою прибыль и захочется демонстрировать хорошие показатели инвесторам. Эксперты оценивают, что за год можно "выбелить" 200 миллиардов гривен. 

Инвесторы называют налог на прибыль "развитой формой шизофрении", потому что сегодня бизнес приносит прибыль, завтра - убытки. Налогообложение плавающее, и этим легко манипулировать. Чего не скажешь о предлагаемой альтернативе. 

Процедура администрирования действующего налога запутанная. Проверять оплату налога на выведенный капитал намного проще, ведь налоговикам не придется считать прибыль и решать, что можно отнести к затратам, а что нет. 

В Украинском институте будущего считают, что только в течение первых пяти лет он позволит привлечь 500-600 миллиардов гривен дополнительных инвестиций.  Почему же тогда во Всемирном банке заявили, что новшество выгодно только очень ограниченному кругу влиятельных лиц, а в МВФ назвали налог на выведенный капитал "фантомной реформой" и "предвыборным популизмом"? 

Индекс бигмака: сколько украинцам и иностранцам нужно времени, чтобы заработать на бургер

Дыра в бюджете и высокие цены

Есть все основания предполагать, что, прежде чем налог на выведенный капитал принесет плюсы экономике, за первые два года в госбюджете образуется дыра из-за нехватки притока налогов. 

В МЭРТ подсчитали, что введение налога на выведенный капитал чревато потерей 1,2-1,3% ВВП, "что приведет существенному расширению дефицита госбюджета и всеобщему сокращению расходов". 

Налог на прибыль обеспечивает около 60-80 миллиардов гривен в год. На первых порах введение налога на выведенный капитал отразится на бюджете потерями в 35-45 миллиардов гривен. То есть уже за первый год доходы в казну сократятся в два раза. У Украинского института будущего расценки не такие шокирующие. Эксперты прогнозируют, что потеря составит 23 миллиарда гривен в год. При этом риск недофинансирования бюджета попадает на период, когда нам предстоят пиковые выплаты перед МВФ и деньги срочно будут нужныто есть на следующие два года. 

В Минфине же посчитали, что казна потеряет 46,7 миллиардов гривен. Поэтому запланировали либо найти другой источник налогов, либо уменьшить расходы. Уменьшить - это сократить социальное обеспечение народа. В том числе - убрать дотации Пенсионного фонда. Сокращать пенсии еще больше уже нереально. Так что необходим компенсатор, другой источник доходов, который покроет эту дыру. Некоторые эксперты называют борьбу с коррупцией в качестве компенсатора, но сумм не хватит 

У правительства есть другая идея - поднять НДС до 22-23вместо 20%. То есть цены вырастут для всех. Говорят, что сейчас этот налог повысят, а когда все заработает, снизят. Но будет ли он в итоге снижен - под вопросом.  

"Для бизнеса новшество - это хорошо, но для бюджета - дыра в кармане. 50 миллиардов - это слишком много. Если бы у нас был профицитный бюджет и мы решили бы все остальные проблемы, мы могли бы задумываться о том, как помочь бизнесу. Дефицит бюджета - это девальвация, а она еще больше бьет по бизнесу, чем налоги. Кроме того, для бизнеса проблема - это скорее силовики и суды. Мы не решаем проблему коррупционной ренты", - говорит инвестиционный банкир Сергей Фурса. 

Экономист Александр Охрименко не верит и в то, что бизнесмены бросятся поднимать зарплатыОн убежден, что на данный момент у бизнеса нет проблем с инвестициями. Он считает. Что помощь бизнесу от государства не нужна, потому что он не будет строит цех и завод, если на продукцию нет спроса. 

Его также смущают ограничения, прописанные в законе во избежание афер. Они связаны с операциями компаний друг с другом. 

"У вас два предприятия. На одном у вас есть 100 тысяч, на другом вообще ничего нет, и надо позарез. Сейчас вы перекидываете деньги с одного на другое, если нужно - назад. Теперь же,  если вы так сделали с зарубежной компанией, нужно будет заплатить 15% налога в одну сторону и еще 15% - в другую".

Он утверждает, что идея оторвана от реальной экономики, и к моменту, когда налог на выведенный капитал будет проголосован, законопроект могут переработать до неузнаваемости. Некоторые эксперты также считают. Что внедрение данной инициативы на базе сегодняшнего законодательства приведет к тому, что деньги выведут еще до принятия закона, а новый капитал уже не придет. 

Детенизация под вопросом

Есть некоторые вопросы и к итоговой эффективности этой реформы для детенизацииВспомним, удалось ли добиться "отбеливания" зарплат снижением ЕСВ до 22%? Тогда в правительстве посчитали, что при более низких налогах больше украинцев устроятся официально, а бизнес благодаря тому, что ЕСВ нужно платить меньше, поднимет "белые" зарплаты. Но в итоге в 2016-м году в Пенсионный фонд пришло на 54 миллиарда гривен меньше. Так что на детенизацию делается слишком большая ставка. 

Также есть риск, что бизнес будет уклоняться и от этого налога. Не платить налоги на дивиденды можно, если не называть их таковыми, то есть оплачивать их скрыто, через изменения оборотного капитала. Никто не может ограничить хозяйственную деятельность, ведь она просто непредсказуема. 

Вариантов уклонения может быть масса. Поэтому нужна эффективная ГФС. Сейчас уже идет реформа налоговой, но существенно ничего пока не изменилось. Украине необходим набор новых и профессиональных налоговых кадров. Авторы законопроекта говорят, что главным дня них было убрать механизмы, при которых налоговый инспектор может что-то решать, то есть основной была борьба с источником коррупции. 

Представители бизнеса подчеркивают NEWSONE.ua, что не верят в перезагрузку налоговойДаже после начала реформы происходят незаконные действия, у предприятий блокируют налоговые накладные, лишая их возможности работать на рынке. При чем, страдают именно предприятия реального сектора, а не фиктивные компании. После отмены налога на прибыль в налоговой системе останется еще много других налогов, которые можно будет проверять. Бизнес считает, что прежние методы продавливания останутся в силе. 

А как это сработало за рубежом? Давайте вспомним опыт Эстонии, Молдовы, Македонии, Грузии. Существенный скачок экономики наблюдался во всех этих странах. В Грузии соотношение инвестиций к ВВП выросло на 1% в том же году, когда закон был принят. МВФ оценивает, что до 2022 года этот показатель вырастет до 37%, то есть рост экономики на 7-9% каждый год. Международные эксперты заинтересованы сотрудничать с Грузией.

Экономисты считают, что эти примеры не очень показательны для нашей страны, ведь это все малые государства с иной структурой экономики. И вдобавок в Эстонии была осуществлена не только эта новация. Поэтому то, что прижилось у них, не факт, что приживется у нас. Также неясно, какая может быть налоговая стратегия у предприятий в Украине, если они не понимают правил игры, которые их ждут завтра. 

Несмотря на все аргументы против, приверженцы законопроекта считают, что осуждают реформу только заинтересованные лица. То есть сами налоговики, которые спекулируют дефицитом в казне, и те, кто освоил вывод прибыли в офшоры и закрывают дыры в налогообложении "нарисованными" убытками. 

Компромисс

Экономист Владимир Дубровский подчеркивает, что негативный отчет МВФ написан на основании не того закона, что сейчас рассматривается. Идея ведь фигурирует уже давно и были озвучены разные ее варианты. 

Министерство финансов разработало другую, компромиссную модель внедрения налога на выведенный капитал. Изменения коснутся только компаний с оборотом не более 200 миллионов гривен, то есть малый и средний бизнес. Но и тут с поправками. Бизнес обяжут авансом выплатить половину налоговых обязательств от суммы налога на прибыль за 2018 год. Кстати, эксперты считают, что эта поправка на несколько лет вперед увеличит риски налоговых споров. 

Таким образом, крупный бизнес может остаться на прежней системе налогообложения. Так пытаются обойти проблему с дырой в бюджете. Сейчас на крупные компании приходится 85% общей суммы налога на прибыль, и предполагается, что бюджет потеряет в объёмах не так существенно. Правда, проблема дефицита все еще останется и бюджет придется урезать. Уже обсуждается урезание за счет субсидий. 

Почему же налог на выведенный капитал введи именно для малого и среднего бизнеса? Ведь именно они чаще всего избегают оплаты налога на прибыль, ссылаясь на убытки? Эксперты считают, что прибыль у малого и среднего бизнеса как раз есть, но она теневая. Бизнес просто завышает свои затраты, якобы закупая определённые услуги. Авторы законопроекта считают, что бизнесу проще заплатить 15% государству, чем столько же в качестве взятки. Зато работать будут по-честному. Таким образом, и деньги в бюджете будут, и попробуют поиграть по новым правилам. 

Южанина также объясняет такой подход тем, что влиятельная часть бизнеса была против изначальных правил. А в МВФ со скрипом решили, что такой вариант приемлемый. При этом самые активные авторы законопроекта были против такого компромисса - считали, что правила должны быть одни для всех. 

Экономист Виктор Скаршевский считает, что противники и сторонники налога на выведенный капитал его преувеличивают. 

"Упростится администрирование, в бюджете появится дыра и со временем она будет восполняться. Но не ждите волшебного притока инвестиций. Это отдельная точечные мера, а необходимы целостные изменения всей системы", - говорит Скаршевский. 

Эксперты прогнозируют, что закон могут принять не ранее чем в 2020 годуТакже возможен длительный "переходной период". Финансовый аналитик Алексей Кущ менее позитивен: он считает, что дальше первого чтения дело не зайдет, ведь не установили, как компенсировать потери бюджета. 


Честное ведение бизнеса безусловно должно стимулироваться властью, чтобы вырабатывалась "налоговая мораль", ответственная оплата налогов. Для бизнеса налог на выведенный капитал - это хороший шаг. Но не хотелось бы, чтобы бюджет восполнялся за счет дополнительного давления на простых украинцев. Так что, если и принимать данный закон, необходимо продумать щадящие пути компенсации.

Анна Пешкова