Проверка авто, обязательный отдых и штрафы: как будет работать техосмотр по-новому

Размещено: 15.11.2018
Проверка авто, обязательный отдых и штрафы: как будет работать техосмотр по-новому Фото: Automotive Industries Association of Canada

В среднем за год на украинских дорогах гибнет четыре тысячи человек. Жертв больше, чем потерь на востоке страны. И ситуация только усугубляется: в сравнении с 2016 годом, количество смертей на дорогах в 2017 году увеличилось на 43%. Одной из причин этой ситуации является плохое состояние подвижного состава.

Например, 23 октября в столице КамАЗ повредил более 20 автомобилей. Техосмотр этот автомобиль проходил еще в 2016 году. И таких случаев много, ведь средний возраст автомобилей на наших дорогах – 20 лет. Министерство инфраструктуры 8 октября опубликовало законопроект, который должен помочь уменьшить количество ДТП.

Фактически, текст это обновленная версия законопроекта №7317, который внесли в апреле. Тогда Верховная Рада его так и не рассматривала. Регулярный техосмотр для владельцев частных автомобилей могут вернуть уже с 1 января 2022 года. В то же время некоторые изменения могут затронуть водителей уже следующей весной.

Кого будут проверять

Законопроект называется “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом с другой стороны”.

Обязательные техосмотры отменили еще в августе 2011 года. Если законопроект преодолеет все "круги" Верховной Рады, авто будут проверять каждые два года. А уже с 2020 года авто техническую проверку нужно будет проходить тем, кто проводит перерегистрацию транспортного средства. Также сюда подпадают авто после выезда за пределы таможенного контроля Украины, или если в страну ввозят б/у машины. Но сроки, в которые нужно провести проверку, пока не уточняют.

Проверять не будут ТС, скорость которых не более 25 километров в час, или объем двигателя меньше 125 см3, а также транспорт, которому "перевалило" за четвертый десяток. Избежать регулярных техосмотров смогут и те авто, которые не эксплуатируют на дорогах общего пользования, спортивные автомобили для соревнований, сельхозтехника.

Интересно, что проверять не собираются и дипломатические авто, как будто и на них распространяется неприкосновенность.

Читайте также - ШТРАФ В 8500 И "ДОПЛАТА ЗА СВЕЖЕСТЬ": ЧТО ЖДЕТ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТО НА ЕВРОНОМЕРАХ И ПОЧЕМУ ОНИ БУНТУЮТ

Тахографы

Законопроект предлагает ввести тахографы для большого грузового транспорта, то есть устройства, которые регулируют длительность работы и отдыха водителя. На внутренних перевозках их хотят внедрить уже с 1 марта 2019 года, а на международных - с 1 июля 2019.

Если автомобиль зарегистрирован до 16 июня 2010 года, на него могут поставить аналоговый или цифровой тахограф, если после – только цифровой. Если тахографа нет – предусмотрен штраф в размере 850 гривен. Если выясняется, что водитель за рулем больше установленной нормы, то размер штрафа предусмотрен аналогичный. При этом его начальство заплатит уже 1 200 гривен. Штраф может увеличиваться в зависимости от степени отклонения от нормы.

Коммерческий транспорт хотят оборудовать еще и устройствами ограничения скорости.

Каким будет техосмотр и штрафы

Предлагают проверять систему тормозов и рулевого управления, фары, пневматические шины и колеса, контролировать исправность газобаллонного оборудования, светопропускание стекол, проверять идентификационные номера. Полный перечень деталей и объектов в будущем утвердит Кабмин. Техосмотр будет платный.

После проверок выдается свидетельство о пригодности транспортного средства к эксплуатации, в которое хотят ввести микрочип. Но одного этого документа будет недостаточно. Может появиться еще и свидетельство о профессиональной компетентности водителя. С 1 января 2020 года оно будет необходим для водителей, которые работают на международных перевозках, а с 2022 года – и на внутренних.

Если этих документов нет, или водитель не выполняет требований полицейского, ему грозит штраф в 1 700 гривен. При повторном нарушении его лишают прав от 3 до 6 месяцев. При отказе – можно попасть и за решетку на срок до 10 суток.

А судьи кто?

Этим законопроектом могут специально создать реестр транспортных средств, а отчеты по проверкам - регистрировать в базе данных Укртрансбезопасности.

Проверять авто предлагают на специально оборудованных площадках. Если это коммерческий транспорт для перевозки грузов или более девяти пассажиров, проверки будут прямо на дорогах. Законопроект предусматривает, что определять экспертов будут в МВД и Министерстве инфраструктуры.

Также стараются устранить конфликт интересов: проводить техосмотры и ремонт авто одновременно нельзя. Но другие автомобили, которые не проходят проверку, ремонтировать можно.

Если эксперт нарушит правила впервые, его штрафуют от 2 550 до 3 400 гривен. Если это повторится, он не сможет проводить техосмотр до пяти лет.

Читайте также - КИЕВСКИЙ ТРАНСПОРТ "ПЕРЕСАЖИВАЮТ" НА ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЛЕТ: КАК ЭТО РАБОТАЕТ И ПОЧЕМУ УДОБНО

Идем в Европу

Возвращение техосмотра - это наше обязательство перед ЕС, объясняет генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко в комментарии NEWSONE.

“Техосмотр должен стать обязательным с 2020 года. Нам на это дали 5 лет после подписания Ассоциации. Иначе надо будет разрывать соглашение ЕС. Сейчас, правда, начинают говорить, что не с момента подписания, а с момент вступления договора в силу. Таким образом, остановится, как минимум, 90% иномарок, ведь они ездят без катализаторов. Катализатор стоит 1000 долларов, а стоимость бляхи - 400. При обязательном введении проверок начнется волна негодования”.

Эксперт также считает, что за некачественный техосмотр стоило бы не просто штрафовать, а ввести уголовную ответственность. После этого за некачественный ремонт транспортного средства, из-за чего произошла авария, будет нести ответственность не водитель, а тот, кто плохо делал свою работу.

Есть ряд других спорных моментов насчет соответствия законопроекта и европейской практики.

В ЕС не нужен повторный техосмотр при смене владельца. И правда, для чего, если его и так недавно делали? Также в Европе ответственность за исправность автомобиля "возрастом" до пяти лет лежит на производителе. Поэтому новые авто не проходят техосмотр.

Для тех, кто часто ездит за границу на своем автомобиле, новый законопроект может стать проблемой. Люди будут стараться сэкономить время и просто заплатить за талон, что может привести к коррупции.

В Европе нет бланков свидетельств о компетентности водителя и пригодности транспорта. Там все представители проверяющих органов имеют доступ в Единый реестр ТС, что отменяет необходимость в микрочипах. У нас же хотят создавать различные базы данных или реестры. Кстати, стоимость техосмотров из-за внедрения чипов в бланки может вырасти.

Что еще стоило бы исправить

Законопроект гласит, что на месте контроля не должны ремонтировать авто. Но что делать, если дальнейшее его использование небезопасно? Возьмем, к примеру, Польшу, где техосмотр обязателен. Если там во время проверки заметили, что какая-то лампочка перегорела, ее сразу меняют. Если что-то более серьезное - изымают свидетельство о регистрации транспорта, а авто сразу везут на ремонт на эвакуаторе.

Эксперты “Украинского центра европейской политики” считают, что можно было бы изменить правила про повторные проверки. Государство могло бы требовать снова их провести, если, например, случилась авария, вследствие которой стали неисправными колеса, подвеска, подушки безопасности, рулевое управление или тормоз. Внеочередные осмотры также можно было бы требовать при достижении автомобилем пробега в 160 тысяч километров.

Дмитрий Беспалов, эксперт по вопросам транспортного моделирования, считает спорным и пункт о наказании:

“Нормы про административный арест не кажутся адекватными. Это очень поверхностное предложение. Правильнее было бы штрафовать за непройденный техосмотр не водителя, а собственника автомобиля. Логичнее не лишать прав, а арестовывать транспортное средство, ведь неисправной машине место на штрафплощадке”.

Читайте также - БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ, НО С ПРОВЕРКАМИ И ШТРАФАМИ: КАК В УКРАИНЕ ХОТЯТ ИЗМЕНИТЬ ПРАВИЛА ПРОПИСКИ

Необходимость или коррупция

С помощью возвращения техосмотра хотят наполнить госбюджет и уменьшить количество ДТП. Но точно ли необходим техосмотр? Ведь ситуация в 2011 году показала, что талоны просто продавали ГАИшники.

“Я оцениваю возвращение техосмотра скорее позитивно. У нас плачевная ситуация с экспансией старых автомобилей на еврономерах, растет уровень автомобилизации. На дорогах частенько фары светят как попало, и я уже не говорю о том, как работают тормозные механизмы. Европейские города начинают уже с 2020 года “банить” дизельные автомобили, и нужно понимать, что они скоро все будут у нас. Так что техосмотр необходим”, - считает Дмитрий Беспалов.
“Но важно устранить коррупционные риски, уравновесить поверяющие органы. Чтобы не было, что кто-то видит в этом свой бизнес. Иначе хорошая идея испортится плохим исполнением. Вспомним блокираторы колес автомобилей, которые вводил Черновецкий. В Чехии это работает, но в Киеве ловили не те машины, которые действительно мешали. Надеюсь, если законопроект примут, это будет достаточно удобно и комфортно”.

Пока неизвестно, достаточно ли профессиональными будут эксперты, которые будут проверять автомобили. Аккредитацию экспертов стоило было бы закрепить за независимыми ассоциациями, иначе появляется коррупционная составляющая, считает Юрист Денис Ципин.

“Когда вмешивается государство, появляются коррупционные риски. Конечно, если связанные с властями компании будет оказывать услуги по техосмотру, эффект будет негативным. Очень вероятно, что допуск на этот рынок получит только тот, кто необходим “наверху”. Но государству некуда деваться. Неприятно, когда стоят пробки из-за того, что кто-то сломался. Если мы хотим жить в стране, где государство переживает о безопасности на дороге, то конечно, нужно вводить обязательный техосмотр. Коррупцию победим, а законодательство останется”.

После отмены обязательного техосмотра в стране исчез дополнительный коррупционный фактор, зато состояние автомобилей осталось под вопросом. Конечно, необходимо возвращать техосмотр не таким, какой он был раньше, а вводить его в новом виде. Данный законопроект стоило бы доработать.

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.