Пожизненная штрафплощадка и 170 тысяч за просрочку: как будут наказывать владельцев авто на еврономерах и ждать ли новых льгот

Размещено: 21.02.2019
Пожизненная штрафплощадка и 170 тысяч за просрочку: как будут наказывать владельцев авто на еврономерах и ждать ли новых льгот Автосвалка. Фото: Don Murrey

По оценкам ГФС, всего на территории Украины находятся 640 тысяч авто на иностранной регистрации. А по неофициальным данным, фактических владельцев “еврономеров” в стране гораздо больше - около 2 миллионов.

Скидка на растаможку в 50% действовала 90 дней. Даже с ее учетом в среднем легализация авто обходилась украинцам в 3 600 долларов. Те, кто уже растаможил авто, жалуются: оформление стоило дороже самой машины.

После 22 февраля скидка не будет действовать совсем. Придется платить за растаможку по старым ценам. А уже после 23 мая за езду на "еврономерах" будут штрафовать.

NEWSONE рассказывает, чего украинцам ждать по окончанию льготного периода, сколько денег получило государство за растаможку и будут ли новые поблажки для водителей.

Успеть до 22 февраля

Под конец растаможки правительство применило новые поблажки. К примеру, с 15 февраля можно растаможить автомобиль без повторной сертификации о соответствии экологическим нормам. Кабмин одобрил решение временно доверять данным техпаспорта или другим документам об экологичности авто. Аргументация проста: если транспорт сделан в Европе, то ему не нужна дополнительная сертификация. ГФС также открыла горячую линию для тех, кто хочет задать вопросы.

За три месяца практически все, кто действительно собирался легализировать свои машины, это сделали. Но некоторые не успели собрать все документы. Только 20 февраля закарпатские таможенники оформили более 600 автомобилей. На Волыни владельцы автомобилей на "еврономерах" вынуждены неделями жить в машинах, чтобы пройти процедуру.

Из-за большого количества желающих последние льготные дни некоторые таможенные посты будут работать в усиленном режиме: с 9:00 и до полуночи.

На тех, кто не успевает, теперь “охотятся” брокеры. Они помогают оформить полный перечень документов, который есть далеко не у всех. Это справка о снятии с учета, техпаспорт, договор купли-продажи, доверенность, счет-фактура. Помощь брокеров вполне законна, но из-за ажиотажа - еще и дорогостоящая. Если раньше заплатить нужно было около 0, то сейчас они запрашивают в 3-5 раз больше.

“В связи с ажиотажем не все могут успеть растаможить авто по льготным условиям с 50% скидкой. Все делаем за вас - без выезда в страну регистрации и лишних трат времени. Консультируем по всем этапам оформления”, - гласит одно из объявлений.

“Уже не успеете. Еще вчера надо было выехать, и уже сегодня растаможивать. Вы же должны представлять, какая очередь, и на оформление одного только автомобиля нужно полчаса. И то, это если у вас есть все документы. При том, успеете только с брокером. Меньше 400 долларов за услуги можно не предлагать: мои коллеги просто быстро прощаются и бросают трубки”, - рассказал NEWSONE брокер Алексей.

В интернете можно наткнуться и на другую помощь, которая сэкономит время. Например, некоторые предлагают пройти границу без очередей. Конечно, это полулегально. Охотятся на желающих заскочить в последний вагон и мошенники, которые предлагают выпустить поддельные документы о растаможке. Правда, если полицейский решит проверить такую машину по реестру, последствия могут быть плачевными.

Что будет со штрафами

Некоторые владельцы бросили свои авто за границей, в Польше и Румынии. Некоторые ездят на "еврономерах" до мая, не скрываясь, а затем планируют избавиться - вывезти за рубеж. Дешевый транспорт не выгодно регистрировать. А другие не боятся угроз о проверках и надеются, что не попадут на штраф.

После 23 мая водителей на "еврономерах" начнут останавливать на дорогах, штрафовать и забирать их автомобили. Но действительно ли наказания нельзя избежать?

Сейчас срок пребывания автомобилей на "еврономерах" на территории нашей страны не отслеживают. Но в мае должен заработать автоматизированный обмен информацией между фискальными органами, пограничниками и Национальной полицией. В автоматическом режиме будут проверять, когда и кем ввезен автомобиль.

Штраф будет зависеть от количества дней "просрочки". Самый большой - если человек ездит на таком автомобиле больше 30 дней. Он составит 170 тысяч гривен. Автомобиль также могут изъять в судебном порядке.

Если вы нелегально водите всего день, это вам обойдется в 170 гривен, до 10 дней - в 340, до 20 – в 8 500, а до 30 – в 85 тысяч гривен. Если в течение года вас снова поймают за рулем авто на "еврономерах", могут оштрафовать на 17 000 гривен и отобрать права на год.

Таксовать на "еврономерах" тоже будет опасно. За это установлен штраф в объеме 34 тысяч гривен.

Избежать оплаты этих штрафов не получится, говорят в правительстве. Таможенники просто не выпустят за границу. А если за штраф не заплатить в течение трех дней, по адресу “прописки” или указанному адресу фактического проживания будут приходить протоколы о нарушениях.

В полиции рассказывают, что отслеживать машины из реестра будут с помощью систем “Рубеж" на постах полиции. Камеры могут определять машины в сотнях метров от поста. Работать все будет примерно так же, как и при отслеживании должников, которые не платят штрафы. Машину могут отправить на штрафплощадку до погашения задолженности.

Но есть и определенные нюансы для владельцев “еврономеров”. Попадание на штрафплощадку грозит потерей машины, ведь настоящие собственники таких машин часто - сотрудники фирм за рубежом, а украинцы не имеют права распоряжаться этим имуществом. Таким образом, даже после оплаты штрафов забрать машину со штрафплощадки сможет только владелец или обладатель доверенности.

“Да, это возможно. Все будет зависеть от реальной стоимости автомобиля. Если она низкая, то владелец с ним распрощается. А таких автомобилей среди нерастаможенных как раз большинство и останется, ведь владельцы наиболее дорогих авто, скорее всего, уже подсуетились”, - объяснил NEWSONE автоюрист Владимир Караваев.

Он добавляет, что водителям не стоит ждать жесткого контроля.

“Прогноз о том, как будут проходить проверки, сейчас давать достаточно сложно. Мы наверняка не знаем, сколько в стране останется нерастаможенных машин, ведь не знаем и того, сколько было завезено ранее. Называют цифры от 460 до нескольких миллионов. Так что растаможенные авто по льготному периоду - это капля в море.

То, что у полиции есть достаточно сильный инструмент - правда. Все зависит от того, какие будут приняты решения по итогу окончания действия льготных мер по растаможке. Я не думаю, что будет популярна мера штрафов, учитывая выборы. Также вспомним, что санкции для нарушителей ранее тоже существовали. Но мы с вами хорошо помним, что это было непопулярно. Так что, может быть, проведут несколько операций - для наглядности", - говорит он.

Аналитик Максим Маньковский видит более жесткие последствия для тех, кто увиливает от растаможки.

“Думаю, автомобили действительно будут вылавливать. Тем более, что будет май - на тот момент уже пройдут президентские выборы. Хотя впереди будут и парламентские, но какие-то действия точно будут предпринимать, учитывая, что людям дали полгода на легализацию”.

Сколько денег заплатили в госбюджет

Растаможкой занялись не только хозяева бюджетных авто. Самая дорогая легализованная машина - Porshe 911 TURBO S 2013 выпуска. Только с нее в бюджет пошло 766 тысяч гривен. Чуть меньше государству принесли Bentley Flying Spur 2014 года - 727,9 тысяч гривен и Porshe CAYENNE S 2018 года - 705 тысяч гривен.

Всего растаможить успели 195 тысяч машин. Больше всего, почти 21 тысяча - на столичной таможне. Далее в топе: волынская, закарпатская, львовская и черновицкая таможни.

Замглавы ГФС Виктор Кривицкий заявил, что украинцы заплатили за льготное таможенное оформление автомобилей на иностранных номерах 12 миллиардов гривен, от легализации планировали за весь 2019 год получить лишь один миллиард. Правда, не все 12 миллиардов - от тех, кто ездил нелегально.

Теперь уже законные владельцы “еврономеров” заплатили 7,7 миллиардов гривен. А еще 4,5 миллиарда - деньги тех, кто сразу растаможил новый автомобиль, воспользовавшись льготами. Люди также добровольно заплатили штрафов на миллион гривен, ведь машины находились в стране с нарушениями.

Все вырученные деньги пойдут на индексацию пенсий и покрытие дефицита Пенсионного фонда. Цифра кажется достаточно большой, но все равно этих денег недостаточно. Это лишь 2% годового бюджета фонда, а в 2019 году его дефицит должен составить 167 миллиардов гривен. Зато эти деньги смогут покрыть мартовскую индексацию пенсий, что неплохо.

Правда, такой способ наполнения бюджета вызвал у многих экспертов скептицизм.

“Судя по всему, главным налогоплательщиком в бюджет страны становится не металлургический комбинат или агропромышленный комплекс, а "евробляхер-схематоз". Действительно, зачем привлекать инвестиции, зачем стимулировать производство, зачем бороться с контрабандой, если можно вот так просто, легко "11,5 миллиардов". В бюджет! Победно! Под фанфары! Кстати, в Колумбии есть лихие парни, тоже пополняющие их колумбийский госбюджет. Может, и их опыт изучить?” - пишет в соцсети экс-глава Государственной таможенной службы Анатолий Макаренко.

Также есть подозрения, что полученная сумма не такая “чистая”, как кажется на первый взгляд. Ее часть могла быть получена преступным путем по устной корректировке стоимости авто. Схема сговора проста: брокер устно заявляет о том, что таможня подняла стоимость автомобиля, чтобы заставить клиента переплатить и присвоить его деньги. Если согласиться с брокером, он меняет стоимость от имени хозяина автомобиля - будто это он ее так оценил. На самом же деле корректировка может быть только письменной и должна иметь серьезную аргументацию.

Юрист Виктор Тарасюк уже готовит иск на киевскую таможню. Его клиент в Германии купил авто за 7 700 евро, а таможенной инспектор назвал свою цену - 12 950. Соответственно, за растаможку нужно заплатить уже не 2 700, а 4 300. После проигранных судебных споров по корректировке таможенной стоимости часть денег могут вернуть гражданам, и тогда в бюджет поступит не так много денег, как планировалось.

Ждать ли новых льгот

У водителей автомобилей на "еврономерах" был шанс получить отсрочку и дольше пользоваться льготной растаможкой. В Раде зарегистрировали соответствующий законопроект, но после решили, что поблажек не будет. Представители “Автоевросилы” уже анонсируют новые акции протеста. Добьются ли они все-таки продления льготных условий?

Эксперты подчеркивают, что продление или непродление льготного периода могло зависеть от наплыва желающих растаможить. Но сейчас свои авто легализировали почти все, кто хотел.

“Я не думаю, что сейчас будут массовые акции протеста. И скептично отношусь к ним, потому что многие уже растаможили авто. Я всегда говорил: сначала надо было добиваться изменений с растаможкой, а потом уже завозить машины, а они сделали наоборот и с самого начала разъединили общество. Ведь были те, кто уже растаможил автомобили до введения льгот, и это несправедливо по отношению к ним. Так что речь может идти об общем уменьшении акцизов: и для бывших в употреблении, и для новых автомобилей. То есть шаг, который затронет все слои населения, а не одну конкретную группу”, - говорит Маньковский.
“Не думаю, что будут льготы. Эта история уже не будет иметь продолжения”, - говорит Караваев.
“Мы не можем говорить о растаможке даже половины авто. Но даже 200 тысяч - это позитив. Получилось ли так, как хотелось? Да, для многих облегчили ношу. Но причина происходящего остается, и она экономическая”, - добавляет он.

Дело в слишком высоких акцизах, которые слишком больно бьют по карману украинцев. Эксперты называют их коррупционными и выгодными определенным лицам в правительстве.


Некоторые спешат растаможить авто, некоторые ищут лазейки и выжидают до 23 мая. То, что штрафовать нарушителей будут - это факт. А насколько серьезно - покажет время. К сожалению, первопричина проблемы нерастаможки автомобилей так и остается нерешенной.

Анна Пешкова