Почему в Украине "подскочил" автогаз, и какой будет цена на бензин: прогнозы экспертов

Размещено: 13.03.2019
Почему в Украине "подскочил" автогаз, и какой будет цена на бензин: прогнозы экспертов Чек за топливо. Фото: Twipu

Затянувшийся период ценовой стабильности на топливном рынке подходит к концу. Стоимость сжиженного газа длительное время снижалась. Оптовая цена еще в начале зимы была около 30 тысяч гривен за тонну, а феврале она уменьшилась в два раза.

Сейчас же автогаз в Украине дорожает. За последние две недели он вырос в цене в среднем на 30 копеек и стоит около 10,5-11,5 за литр. А вот бензин стабилен после февральского подорожания.

На рынке топлива есть несколько факторов формирования цены. Среди прочих, это цена нефти, спрос, курс гривны и конкуренция между АЗС.

Как сложились эти факторы сегодня, и сколько будут стоить бензин и газ до и после выборов?

Сезонность и спрос

Причиной резкого роста цен на автогаз может стать любой дефицит, то есть ситуация, когда спрос превышает предложение.

За февраль стоимость закупки бензина возросла на 77 долларов за тонну, а дизель подорожал на 62 доллара. Но на цены на заправках это повлияло несущественно. Дело в достаточных запасах нефтепродуктов в торговых сетях. То есть предложение было высоким, а спрос был низким. На рынке накопился излишек автогаза, который исчерпался только в начале марта.

Но сейчас нет причин ожидать снижения цен на внешних рынках, когда активности потребителей возобновилась.

"Народ начал ездить больше, снег сошел, а потребление увеличилось. Оптовыми ценами пытаются снизить потери за предыдущие периоды, когда разбор топлива был не такой большой. Уже в марте постепенно розничные цены вырастут на гривну за литр газа, но это подорожание не будет критичным. Цена не будет превышать 55% от цены бензина", - спрогнозировал эксперт топливного рынка Леонид Косьянчук. 

В основном спрос проявляется в зависимости от сезона. И если цены на бензин от этого фактора почти не колеблются, то двигатель на газе в мороз завести не так легко. Поэтому сжиженный газ зимой всегда дешевле, чем летом. Обычно цена на газ - это примерно 30-40% цены на бензин. Зимой газ стоит около 35-40% от цены бензина, а летом может достигать и 55%.

 

Январь-февраль - так называемые “сонные” месяца, в которые газ продается хуже всего. Зато весной рынок газа увеличивается, а рынок бензина традиционно падает. В прошлом году бензин потерял 7% объема на рынке, тогда как на эту же величину возрос газ.

Экономист Борис Кушнирук говорит, что примерно через неделю может произойти несущественное сезонное подорожание бензина. Но он подчеркивает: если конфликт в Венесуэле усугубится, бензин может стать дороже.

Некоторые экономисты также считают, что из-за высокого спроса автогаз в марте будет дорожать даже сильней, чем бензин. Причина проста: длительное время на автогаз были минимальные цены и АЗС не делали никаких запасов.

Также на ситуацию накладывается еще и то, что в этом году замедляются темпы роста мировой экономики. Это угрожает сырьевым рынкам и экономикам, которые развиваются. Вероятно снижение экспорта на топливном рынке, падение инвестиционной привлекательности и сужения внутреннего потребления. Гривна может девальвировать, и люди станут экономить топливо. Пока же на ситуацию в Украине позитивно влияют приближающиеся выборы.

Цена на газ

Динамика по автогазу в 2019 году будет не такая, как в прошлые годы, когда фиксировались большие скачки цен. На нее будет влиять заметное падение тарифа на газ в Европе, рассказал NEWSONE финансовый аналитик Алексей Кущ.

"Цена на газ на рынках составляет до 200-220 долларов за тысячу кубов. Это, конечно, касается промышленных потребителей, но есть корреляция между ценами в Украине и спотами. Она срабатывает косвенно и с определенным временным лагом. Резких скачков ожидать не стоит, цена может быть благоприятна.

Что же касается топлива - все будет зависеть от клубка экономических и глобальных политических факторов. Наш рынок - маленький фрагмент общемирового рынка. И у нас нет никаких механизмов минимизации ценовых влияний. Мы почти потеряли свою нефтепеработку. Несколько нефтеперерабатывающих заводов вышли из строя и не удовлетворяют потребности. Белорусский импорт составляет большую часть, чем украинское производство. Есть несколько позитивных, и, возможно, негативных моментов, подчеркивает эксперт.

Есть несколько позитивных, и, возможно, негативных моментов, подчеркивает эксперт.

"Цена на нефть в так называемом “боковом тренде”. Нет ни роста, ни падения. Это очень благоприятно для нашего потребителя. Учитывая смягчающие факторы, такие, как укрепление курса гривны и нефть, можно ожидать, что в ближайшие месяцы мы избежим скачков. Ситуация будет благоприятная, если не вмешается какой-то условный “черный лебедь” в виде прекращения логистики продуктов из Беларуси, но этого пока ждать не приходится".

В Украине цены на нефтепродукты – бензин, дизтопливо – зависят от их стоимости в Беларуси, России и Литве. В Украине перерабатывается не так много нефти, чтобы эти объемы влияли на цены.

Таким образом, цены на нефть сейчас не стимулируют подорожание топлива. Он добавил, что скорректировать ситуацию может геополитическая заваруха. Например, если ухудшится ситуация с добычей нефти в Венесуэле, в странах персидского залива.

Курс гривны

Ценообразование бензина и автогаза зависит от курса гривны. С января он только укрепляется.

Цена топлива формируется так: бензин покупается за валюту, государство начисляет налоги на топливо в евро и пересчитывается по курсу Нацбанка. А АЗС покупают евро, чтобы приобрести топливо. Соответственно, невыгодный курс оборачивается высокими ценами для потребителя.

Когда курс “твердый”, ценники тоже менять не торопятся. При сохранении стабильности гривны серьезных изменений цены не будет.

Эксперт в энергетике Дмитрий Марунич также основывается на стабильном курсе гривны в своем прогнозе. Он считает, что бензин в марте будет стоить 26 – 30 гривен за литр. Такой “шаг” в цене - из-за того, что маркетинговая политика на разных АЗС разная.

Таким образом, сейчас курс гривны тормозит рост цен на топливо. Но после выборов гривна будет девальвировать, и топливо существенно подорожает. Автогаз может стоить около 15 гривен за литр. Но экономисты подчеркивают: делать четкие прогнозы трудно, ведь работает слишком много факторов.

"Девальвация гривны, возможно, начнется с середины лета. И есть четкая корреляция с лагом в 20-30 дней", - говорит Алексей Кущ. 

Конкуренция между заправками

Также на стоимость топлива влияет конкуренция среди АЗС. На рынке дизтоплива она высока, и это касается не цен, а скидок для постоянных клиентов. Но на рынке газа нет существенной конкуренции из-за небольшого количества поставщиков.

Рынок состоит из двух частей. Это легальные операторы рынка, то есть сетевые операторы по термконтрактам, и "серые" заправки.

"Впервые в истории Украины легальный рынок сдерживает рост цен в нелегальном сегменте, который все равно присутствует. "Подзаборники" работают в свободном рынке, не привязаны к ценам по термконтрактам. "Серые" заправки влияют на этот рынок так, что нет смысла устанавливать стабильные цены - все зависит от спроса", - говорит Леонид Косьянчук. 

В среднем, "теневая" - каждая третья заправка. Есть так называемый налог с "пистолета", который должны платить АЗС в местные бюджеты. Но уплата налога действует на основе добровольного декларирования, поэтому нелегальные сети АЗС и АГЗС его утаивают. Работают они по стандартной схеме: до 90% расчета происходит наличными, продавцы выдают бутафорские чеки, а иногда вообще забывают о квитанции. Кстати, топливо, которое реализуется на нелегальных АЗС, зачастую произведено из сырья, которое дельцы воруют благодаря врезкам в нефтепровод госсобственности.  

Таким образом, на рост цен на топливо влияют "серые" заправки. 

Украина уже пыталась изменить законодательство, чтобы пресекать деятельность "серых" заправок. Петр Порошенко поручил руководителям Государственной фискальной службы и Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики разработать комплекс мер для борьбы с нелегальными автозаправочными станциями. Лицензии хотели дать и оптовым, и розничным продавцам. Для их получения АЗС нужно иметь документы на земельный участок и акт ввода в эксплуатацию самой заправки. Оборудование планировали фискализировать - вся информация о приобретениях украинцами топлива должна была переходить на сервер налоговой.  

Но сторонников "серых" заправок сейчас больше, чем противников.  

"Я только там и заправляюсь, - говорит NEWSONE водитель Андрей. - И все наши ребята тоже. Нормальный там бензин, может, даже и лучше, чем то, что на легальных АЗС. Там даже работники СБУ и прокуратуры заправляются". 

Эксперт по энергетике Валентин Землянский считает, что государство не контролирует отрасль, не заботится о здоровой конкуренции на рынке, а только наполняет бюджет. А ведь оно могло бы стабилизировать цены, если бы регулировало ставки акциза или таможенных платежей.  

Также на скачки цен мог бы повлиять стабилизационный фонд топлива. Когда бензин и газ поднимаются в цене, можно вливать на рынок большое количество топливаа когда его много - скупать. Играя на этом, можно стабилизировать цену. Работает это точно так же, как регуляция курса нацвалюты. 

Выгодно ли это АЗС

Принято считать, что любое подорожание выгодно АЗС. Но эта логика неправильная. На любое изменение в цене, установленной заправкой, реагируют налоговая и антимонопольные комитеты. Так как все чревато проверками, цены стараются удерживать на одном уровне. Обычно существенно меняются не цены на топливо, а только размеры скидок для лояльных клиентов.

А вот подорожание сжиженного газа - это не так критично для заправок. Пока это не настолько привычное топливо, чтобы на него обращали внимание контролирующие структуры. Но операторы розничного рынка не спешат повышать цены, ведь это означает меньше продаж после и без того длительного периода "застоя". 

"Сжижений газ все равно остается востребованным топливом. Но это продукт с минимальным маржинальным доходом. На нем большую часть АЗС не зарабатывают, а просто поддерживают свое имя. Маржа составляет 18 копеек в среднем на рынок. А в нормальных сетях - где-то в районе гривны. Это в два раза меньше, чем в жидком топливе", - говорит Косьянчук. 
"Автогаз привлекателен как альтернативный вид топлива только если не превышает 50-55% от цены 95-го бензина. Сегодня же это 38% от стоимости. То есть если 10, 68 - средняя на данный момент цена автогаза по Украине, то 28,44 - средняя цена бензина. И газу еще есть, куда расти в цене. Будет неудивительно, если в ближайшие 2-3 недели прибавится гривна к цене за литр газа. Тогда мы дойдем до показателя в среднем по рынку в районе 40-42% от стоимости бензина", - подытожил он. 

Судя по всему, стоимость нефтепродуктов в Украине в марте сохранится. Существенней всего на цену топлива и автогаза повлияет сезонное повышение спроса, и на фоне этого - спекуляция "серых" заправок. Перед выборами топливо останется в прежнюю цену, или немного подорожает, а вот летом можно ожидать существенного повышения в цене.

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.