Сим-карта – только по паспорту. Украинцам готовят поголовную идентификацию

Нацкомиссия по связи и информатизации готовит паспортизацию SIM-карт - это следует из опубликованного ею сообщения. Похоже, все препейд-абоненты мобильной связи, то есть неконтрактные, будут обязаны раскрыть своим операторам персональные данные. Зачем и кому понадобилась реанимация одной из идей "законов 16 января"? Это первая мысль, что возникает после прочтения сообщения Нацкомиссии по связи и информатизации (она же - НКРСИ). В самом начале 2014 года, во время Майдана, правительство Азарова -Януковича попыталось в составе "диктаторских законов 16 января" ввести продажу сим-карт (SIM-карт) исключительно по паспортам. Попробуем разобраться, что вообще происходит и чем это для каждого из нас чревато. Во всех странах, где введена продажа "симок" по паспортам, это обосновывают борьбой с преступностью и терроризмом, в частности. Что ж, очень умно и эффективно - особенно если учесть, что повсюду, где имеется такое требование, замечательно сложился емкий черный рынок сим-карт, купленных на паспорта  бездомных или на украденные/потерянные документы. То есть террористам, мошенникам, прочей нечисти данный порядок не мешает никак. Ну или почти никак.

Что затеяно

На первый взгляд, в сообщении НКРСИ от 28 апреля 2017 года речь идет всего лишь вот о чем: "НКРСИ предлагает значительно упростить механизм регистрации абонентов, введя, в частности, возможность подачи заявки дистанционно (в электронной форме) с применением электронной цифровой подписи и ограничив перечень данных, которые должны быть предоставлены оператору". Но, как всегда, дьявол кроется в деталях, и достаточно прочесть заголовок сообщения, чтобы оценить реальные мотивы предлагаемых нововведений: "Идентификация абонента как шаг для получения новых услуг и защиту от мошеннических схем". То есть под предлогом того, что мошенники используют мошеннические схемы, НКРСИ, похоже, предлагает ввести поголовную идентификацию абонентов мобильной связи - включая предоплаченных (препейд, то есть - неконтрактных) абонентов. Там же в сообщении много прекрасного по поводу того, что "большинство абонентских номеров сегодня уже "привязаны" к конкретным лицам через банковские услуги, регистрация у телекомоператоров является лишь формальностью" и что это "создаст условия для применения надежной защиты абонентов от мошеннических схем". ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ПОЛИТИКИ ОБЪЯВИЛИ ПРЕДВЫБОРНУЮ ПЕНСИОННУЮ РЕФОРМУ: КОМУ ОТ ЭТОГО ЛУЧШЕ Иными словами, дело действительно идет к поголовной персональной идентификации абонентов мобильной связи, не использующих контрактов. И это нам еще не ссылались на "европейский опыт". Потому что такой же опыт есть и в диктаторской России, видимо? Ну и напомним, что права абонента в ЕС защищены жестоко - там вот даже внутриЕСовский роуминг без дополнительной оплаты вводят, а уж о защите персональных данных и говорить нечего, она там фанатично строгая. А в Украине "паспортизацию" сим-карт попытаются провести под очень модным соусом - под предлогом того, что было бы здорово позволить проводить такую идентификацию не лично, а заочно, дистанционно - при помощи электронной подписи. Идея сама по себе неплоха, если идентификация была бы оставлена сугубо добровольной. Тем более что с 2011 года действует постановление НКРСИ "Про затвердження Порядку реєстрації абонентів, які отримують телекомунікаційні послуги без укладення договору в письмовій формі". В нем все нежно и непринужденно: если предоплаченный абонент желает идентифицироваться добровольно, то мобильный оператор обязан его персональные данные внести в свою базу. Это вполне разумно - у человека должно быть право привязать свой номер к своей фамилии. Хотя бы для того, чтобы мошенники не перевыпустили сим-карту и не использовали ее для кражи денег с банковского счета через интернет-банкинг, например - такие схемы известны и, увы, работают. Но тогда речь шла именно о добровольной идентификации. Сейчас же дело явно ведут к тому, что идентификация предоплаченных абонентов станет обязательной - и не через закон (как была предпринята попытка в январе 2014 года), а решением НКРСИ.

Теперь о последствиях

Начнем с процедуры покупки сим-карточек, если их будут продавать исключительно по паспортам. Совершенно на поверхности лежат следующие штуки: А) продажа сим-карт на улице будет прекращена полностью; Б) продавать сим-карты смогут только фирменные магазины операторов и торговые точки уполномоченных дилеров, оборудованные соответствующими терминалами для внесения персональных данных; В) пункты А и Б сильно сократят сети реализации сим-карт, это принесет дискомфорт абонентам, особенно - в мелких населенных пунктах, где торговых точек из п.Б нет сейчас в принципе; Г) разовьется могучий черный рынок "бомж"-карт - то есть купленных на имя бомжей, а также по украденным/потерянным паспортам. В общем, проблем крепко добавится, а позитивного антикриминального эффекта вряд ли дождемся. Хотя понятно, что самыми настойчивыми промоутерами сплошной паспортизации абонентов мобильной связи являются силовики. И потому шансы на ее проведение весьма высоки. Хотя у силовиков и так есть инструменты идентификации - просто для их использования нужно немного больше усилий (вроде анализа данных о связях абонента и его локациях во время пользования связью). Теперь о последствиях для абонентов. А они будут, увы. А) определенный ущерб приватности: есть масса жизненных ситуаций некриминального характера, в силу которых абоненту хотелось бы иметь анонимность - этой анонимности законопослушных граждан лишат; Б) мошеннические схемы останутся в неприкосновенности, хотя станут обходиться существенно дороже - анонимные сим-карты можно будет покупать на черном рынке, а создавать дубликаты сим-карт хакеры еще не разучились (то есть дубликат будут покупать не в салоне связи, а у черного дилера, только и всего); В) деанонимизация неконтрактных абонентов в соцсетях, сквозная привязка данных по цепочке "номер мобильного телефона - аккаунты в соцсетях - личность - ИНН - банковские счета - адрес регистрации -реальный адрес проживания - средства транспорта". И практически вся эта информация будет доступна через базы мобильных операторов. Да, это правда, что контрактные абоненты и так находятся в положении, описанном в п.В. Но! Их относительно немного (около 5% общего числа абонентов) и они делают это сознательно, воспользовавшись правом выбора. К тому же, большинство "контрактников" - это все же участники корпоративных пакетов. То есть это не физлица как таковые, их личные данные в базах обычно не фигурируют, а фигурируют данные юрлиц, на которых открыты корпоративные пакеты. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КУРС КРЕПЧАЕТ, ИЛИ ДЕМБЕЛЬСКИЙ АККОРД ГОНТАРЕВОЙ Ну и еще вишенка на торте - крайне интересно, каким же это образом принудят к паспортизации уже действующих неконтрактных абонентов? Ничего иного, кроме как рассылки смсок с содержанием вроде "пройдите паспортизацию в течение 30 дней, в противном случае прекратим предоставлять услуги" - не придумывается. Это будет жуткий удар по мобильным операторам. Во-первых, потому что усохнут их абонентские базы - из них уйдут спящие номера, которые до сих пор числятся в активных и наличие которых рисует чудесную картину роста абонентской базы. Что негативно скажется на бонусах первых лиц мобильных операторов. Во-вторых, так или иначе, а это приведет к снижению доходов мобильных операторов - пусть и временному. Что тоже их не обрадует. Ну и в-третьих, увеличатся издержки, связанные с "паспортизацией" - организация и поддержание колоссальных баз данных. В общем, НКРСИ обещает новый порядок идентификации (добровольной ли?) неконтрактных абонентов опубликовать для обсуждения чуть ли не на днях. Мы сообщим - подключитесь к обсуждению. Во избежание. Александр Крамаренко, главред журнала "Деньги.Ua"
COPYRIGHT © - NEWSONE.UA, 2010-2019.
При использовании материалов сайта, программ или прямых эфиров обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка на newsone.ua в первом абзаце новости.