Новые аферы от мошенников: как не стать участником схемы и сохранить свои деньги

  • Telegram
Размещено: 09.12.2020
Из открытых источников

В Украине зафиксировано более 36 миллионов платежных карт, и все они являются потенциальной целью для атаки мошенников. Невольно граждане могут "слить" свои банковские данные, а иногда даже стать соучастниками схемы в отмывании денег. Риски попасть на крючок афериста только растут: ловушки аферистов паразитируют на теме карантина и проблемах украинцев.

Общенациональный карантин этому только способствует: украинцы стараются экономить на покупках, не брезгуют сомнительными подработками и "ведутся" на оригинальные предложения "карантинного" досуга.

Приманки мошенников

Целью преступников могут быть данные банковской карты, финансовый номер (доступ к SIM-карте), личные документы или единоразовый "кидок" на деньги.

"Обработка клиента" - настоящее искусство, в котором не обойтись без актерского мастерства и смекалки. Мошенники идут в ногу со временем и хорошо понимают запросы общества. Стоило только заикнуться в правительстве об одноразовой государственной помощи и соцвыплатах во время карантина, как тут же посыпался шквал смс-ок от псевдобанков о "начислении на счет" суммы от 800 до 1000 грн. По указанному номеру оператор сообщала, что для "завершения" или "подтверждения операции" надо сообщить данные банковской карточки. 

"Все приемы – стары как мир, но в зависимости от обстоятельств и новостной повестки дня их "апргрейдят". Например, совсем недавно ко мне обратилась женщина, которая нашла себе на карантине подработку – нужно было клеить медицинские маски для последующей продажи. Товар ходовой, работа несложная, а дело обещало быть прибыльным. Чтобы к нему приступить, сперва следовало закупить нужные расходные материалы. В итоге – ни денег, ни расходных материалов, ни работы", - делится случаем из практики владелец детективного агентства "Бюро Рысь" Руслан Болгов.

Предложение "заработать деньги уже сейчас" может касаться перепродажи антисептиков, медицинских масок, перчаток и даже "вакцин от коронавируса", которые ввиду ограниченного количества сулят большую прибыль. Ранее в соцсетях встречалась безобидная вакансия "наборщика текста в издательское агентства", в обязанности которого входил перевод книжных "сканов" в текстовый формат. Вариаций заманчивых предложений по удаленной работе много, но их объединяет одно: требование сделать первоначальный взнос для подтверждения "серьезности намерений", купить обучающий курс и расходные материалы. Наиболее мотивированные кандидаты в этой схеме остаются без работы и без 200-500 грн., а "работодатель" исчезает.

В условиях пандемии мошенников заботит не только "трудоустройство" украинцев, но и организация их досуга.

"У нас был один клиент, который познакомился с девушкой в интернете на сайте знакомств, она ему предложила сходить в необычный кинотеатр, где зал рассчитан только на двоих, стоимость билетов была недешевая, но зато интимная атмосфера. Он раз купил билет, потом с ним связались мошенники "администраторы" этого кинотеатра, сказали, что сеанс переносится и нужно купить новые билеты, а деньги за старые ему вернут в течении 3 х банковских дней, он опять заплатил. Когда они второй раз перенесли сеанс, он понял, что его обманули. Один билет на сеанс в таком кинотеатре стоил 2 тыс. грн, и в общей сложности клиент потерял 8 тыс. грн. Когда мы связались с эквайером по этим транзакциям, оказалось, что операции проходили через сервис Р2Р и деньги были выведены на карту другого банка", - вспоминает глава правления CONCORDBANK Юрий Задоя.

Сайт поддельного кинотеатра предлагает уединиться в одной из уютных и со вкусом обставленных комнат, а вдобавок – даже возможность заказать пиццу из широкого ассортимента. Однако все фотографии мошенники "позаимствовали" из другого источника, указали адрес "левого" бизнес-центра, а контактных номеров для связи не оставили вовсе.

"В таком случае, я считаю, что только сами клиенты должны понимать и уметь распознавать обман, мы же со своей стороны делаем все для информирования",- добавил глава правления банка.

Убаюкивая бдительность романтическими фантазиями, в приложении для знакомств легко можно угодить на афериста, а в задушевной переписке с ним — не только излить душу, но и опустошить кошелек.

"Иностранцы" зовут к себе в гости: пообещав вернуть деньги "при встрече", предлагают купить авиабилет на фальшивом сайте. Иногда они радостно сообщают, что подготовили сюрприз с дорогими подарками, только вот за получение посылки в нашей стране надо уплатить "аэропортовый сбор".

Все уловки мошенников не сосчитать: их изощренность зависит только от фантазии и исходящих данных. Украинцы продолжают называть CVV-код "сотрудникам службы безопасности банка"; ведутся на ночные звонки от "разбившегося в аварии родственника", которому срочно нужны деньги на лечение; в соцсетях откликаются на фейковые призывы о помощи…

Алгоритм похищения средств

В некоторых случаях мошенникам удается так "заговорить" жертву, что она собственными руками переводит свои деньги на чужой счет. Как правило, в таких случаях все начинается со звонка от "сотрудника службы безопасности банка", который сообщает о "подозрительных транзакциях" или "мошеннических операциях" на карте.

Определившийся при этом номер не имеет ничего общего с контактами настоящего банка. Но по ту сторону телефона тут же спешат развеять подозрения: "безопасники" звонят с "личного", но, если нужно, могут перезвонить с официального номера. Такие "фокусы" мошенники разыгрывают с помощью весьма дорогостоящей услуги подмены номера (изменения параметра Caller ID): ее предоставляют различные сервисы, интернет-телефония и даже специальные SIM-карты.

Встревоженному за сохранность своих накоплений человеку предлагают решение: немедленно снять все деньги с ближайшего банкомата и перевести их на "безопасный счет". Вежливые "банковские служащие" тут же подскажут нужный адрес, помогут сориентироваться на местности и даже вызовут такси. Такая спешка нужна вовсе не для того, чтобы обогнать условного "мошенника": настоящие банки в таких случаях без лишних разговоров сразу блокируют карту.

Главное — не дать жертве опомниться и критически проанализировать происходящее. Ведь она собственными руками отправляет в неизвестном направлении все "спасенные" деньги, которые несколько минут назад выдал наличными банкомат.

Впрочем, такой простой "развод" не идет ни в какое сравнение с тем, как мошенники получают доступ к интернет-банкингу и "по-тихому" выводят оттуда все средства.  Существует несколько способов завладения финансовым номером, к которому привязан "личный кабинет".

"Добрый день! Вас беспокоит техническая служба поддержки мобильного оператора N. В связи с проведением регламентных работ и переходом на новые стандарты связи, у абонентов могут возникать помехи в сети..." -  учтиво сообщают по телефону. 

Чтобы повысить качество связи, "специалист" предлагает пройти стандартную процедуру - ввести определенную комбинацию цифр в режиме тонового набора.

Не вдаваясь в технические подробности и ничего не заподозрив, собеседник отправляет USSD-запрос для включения переадресации всех входящих звонков на другой номер. А мошенники благодаря такой "стандартной процедуре" получают возможность принимать звонки из банка и подтверждая различные операции.

Та же "техническая служба поддержки" может также забросить смс-"наживку" с сообщением о подключении дорогостоящих услуг, прикрепив к нему контакты для выяснения "деталей". По телефону обещают все исправить и отключить: для этого абонент должен продиктовать полученный в смс код. В действительности мошенники его используют для того, чтобы под номером жертвы зарегистрироваться на сайте мобильного оператора и в "личном кабинете" заказать дубликат SIM-карты.

Впрочем, "угнать" SIM-карту можно гораздо проще. Нужно лишь пополнить счет жертвы на символическую сумму и, совершив небольшую "атаку" с нескольких номеров, ждать заинтересованных звонков в ответ. Пока на том конце провода начинают размышлять о произошедшем, воры уже подают заявку на перевыпуск "потерянной" SIM-карты жертвы.

Поскольку большинство украинцев пользуются услугами сотовой связи по предоплате, не желая обременять себя контрактом, у мобильного оператора нет возможности точно идентифицировать личность клиента. Принимая заявки на изготовление новой "симки", в отделении обходятся стандартными вопросами: на какие три номера в последний раз осуществлялся звонок, когда и на какую сумму был пополнен счет.  А хорошо подготовленные мошенники такой экзамен сдают на отлично.

Многозадачность схем

Завладев финансовым номером жертвы, на выводе средств мошенники не останавливаются. Перед аферистами также открываются двери к привязанным "страничкам" в соцсетях, на которых от имени жертвы можно опубликовать пост о болезни родственника и начинать сбор средств на лечение. Иногда преступникам везет: в их лапы попадают "высокодоходные" знаменитости с огромным количеством подписчиков. Кроме того, начинается массовая рассылка личных сообщений с просьбой одолжить денег "до зарплаты" или посмеяться над забавным видео-роликом по ссылке, которая активирует загрузку вредоносной программы-вымогателя.

Эксперты из ассоциации ЕМА регулярно выявляют фишинговые сайты, которые копируют внешний вид официальных интернет-магазинов, банков, мобильных операторов, платежных сервисов.

На этом фантазия жуликов не исчерпывается: они осуществляют и фиктивную помощь. Появился сайт с проектом "интернет-ревизора Анастасии Саргурской", который оказывает помощь пострадавшим от мошенничества в сети. Утешение нашлось также и для тех, кто поверил красивым сказкам о заработке в интернете. Так, фейковое "Бюро Денежных Переводов" уведомляет посетителя сайта, что его зарплата была честно передана работодателем до востребования. Срок получения выплаты сгорает в течение суток, но "посредник" более подробных инструкций давать не спешит.

Из открытых источников

Впрочем, пока одни простодушные граждане надеются подзаработать на "просмотре видео", другие по глупости рискуют провести несколько лет жизни в тюрьме.

Предложение состоит в том, что нужно получать на свою банковскую карту деньги и пересылать их далее на указанные номера, за что причитается положенные 10% от суммы. Как бы ни объясняли такие действия мошенники, цель у них одна: вывести себя из подозрения и "засветить" во время незаконных действий чужую карточку.  Кроме того, "денежных мулов" используют для легализации и отмывания денег, полученных преступным путем, за что "светит" до 12 лет лишения свободы.

В попытках установить справедливость

Рассчитывать на возмещение потерянных средств зачастую не приходится: персональную ответственность за это несут сами клиенты банка. А что касается уголовной ответственности со стороны мошенников, то до посадок дело доходит редко, ведь в запутанных "многоходовках" легко потерять преступный след.

Специалисты из Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем (ЕМА) изучили методы, которые преступники используют чаще всего. В прошлом году таким образом украинцев обворовали на 362 млн грн. В 2018 году этот показатель был ниже – почти 250 млн грн, при этом в Киберполиции тогда отчитались о 2398 зафиксированных правонарушениях в сфере платежных систем на общую сумму убытка всего на 25 млн грн.

По словам экспертов, полиция часто квалифицирует подобные инциденты как гражданско-правовые отношения, отказывая во внесении обращений в Единый реестр досудебных расследований. Да и сами потерпевшие не спешат туда обращаться: даже если преступника найдут, рассчитывать на возмещение украденных средств особо не приходится.

Ксения Цивирко

Источник: newsone.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.