Слушать
Слушать

Сплошное декларирование: когда, для кого и зачем?

16.06.2017

15 июня премьер-министр уверял на брифинге, что Кабмин не станет вводить всеобщее обязательное декларирование доходов и расходов для физических лиц. А на самом деле – для его введения делается все необходимое.

О чем речь? О сладкой мечте многих поколений отечественных налоговиков и высших чиновников. О введении так называемых косвенных методов определения налогооблагаемых доходов физических лиц. Вкратце идея такова: раз уж в стране есть мощный теневой сектор, зарплаты в конвертах и вот это все, то налоговики хотели бы применить контроль расходов для определения реальных доходов граждан.

Действовать это может примерно так: по итогам предыдущего года налогоплательщик-физлицо, не предприниматель, обычный человек декларирует доходы и свое имущество, включая сбережения. Затем через год делает то же самое. И если вдруг обнаружится, что его расходы на всяческие приобретения (включая рост сбережений) превышают его доходы за отчетный период, ему зададут вопрос "Откуда дровишки?". То есть превышение расходов над доходами должно расцениваться как доказательства теневых доходов и применяться для доначисления налога на доходы физлиц, как минимум.

Собственно, вот описанная схема и есть тот самый "Косвенный Метод" (он же – "непрямий метод"). Но в нем есть слабое место – гражданин может заявить, что он использовал для трат свои прежние сбережения. На такой случай и используется декларирование не только приобретений и расходов, но также сбережений. Скажем, уменьшились сбережения на 20 тыс долларов, но появилась в декларации новенькое авто – нет вопросов, за счет чего оплачена покупка.

Поэтому-то введение косвенных методов невозможно без сплошного декларирования доходов и имущественного положения физлиц.

На старте действия косвенных методов пришлось бы провести так называемое "нулевое" декларирование. То есть один раз предъявить свои накопления и имущество, чтобы впоследствии было с чего стартовать в оценке их прироста по итогам очередного года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Полис из киоска - жди подвоха: зачем нужна страховка для поездок в Европу без визы

Тема косвенных методов и нулевого декларирования всплывала неоднократно. В предыдущий раз к ней вплотную подошли осенью 2015 года, когда готовилась так называемая налоговая реформа им. Наталии Яресько. К счастью, у нее не сложилось. Как не складывалось в свое время и у Азарова.

Однако сплошное декларирование – это еще далеко не все, что нужно для внедрения косвенных методов. Нужен для этого еще и контроль над крупными покупками. Что уже де-факто сделано – с января 2017 втрое снижен лимит оплаты наличными за крупные покупки. Впервые такой лимит был введен во времена позднего Януковича – руками Азарова и Арбузова. Вот только лимит тогда составлял эквивалент около 18 тыс долларов (150 тыс грн), а сейчас – неполные 2 тыс долларов (50 тыс грн).

И еще речь идет всерьез о том, чтобы снизить этот лимит до 12 тыс грн, то есть до 450 долларов. Настолько драконовского регулирования оборота наличных нет ни в одной из стран ЕС. Более того – в самых экономически развитых странах Европы вообще нет ограничений на расчеты наличными.

При условии внедрения еще более жесткого, чем сейчас, ограничения на расчеты наличными, создание системы тотального контроля за крупными тратами не составляет никакого труда. Ведь если физлицо платит за крупные покупки картой или через свой банковский счет, то вся эта информация может легко собираться на серверах налоговой. Потому что любой карточный или текущий счет привязан к индивидуальному номеру налогоплательщика (ИНН). Соответственно, данные легко сортировать и направлять на хранение. И затем автоматически формировать досье на расходы любого из нас.

В итоге налоговая легко сможет собирать в одной базе данных информацию о доходах ("белых"), относительно крупных и реально больших расходах, а также о стартовых условиях налогоплательщика.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Бери или плати" отменяется: снизят ли цену на газ для украинских потребителей

Тем более, что условия использования наличных постепенно ужесточаются под циничным предлогом – дескать, удобнее так самим же налогоплательщикам.

И вот в первой трехлетней бюджетной резолюции на 2018-2020 годы появляются слова о том, что на 2019-2020 год Кабмин ставит приоритетом введение общего декларирования доходов и расходов физических лиц, а также налогового контроля с использованием косвенных методов по соответствию доходов и расходов и дальнейшее снижение налогов на заработную плату.

Но уже через несколько часов после распространения в Сети новости о косвенных методах ее бросился опровергать сам премьер-министр. Дескать эти идеи кочуют из одного правительственного документа в другой, но реально внедрять косвенные методы никто не собирается. Так и сказал, что Кабинет министров Украины не намерен инициировать введение всеобщего обязательного декларирования доходов и расходов для физических лиц.

Ну, не намерен и не намерен. Вот только зачем тогда тихо, но настойчиво внедряют необходимые для этой цели подготовительные мероприятия?

На самом деле, планы по внедрению косвенных методов, конечно же, есть. В процессе проталкивания этой идеи обществу будут капать на мозги тем, что внедрение косвенных методов принесет возможность снизить ставку подоходного налога. Под такую сладкую перспективу уже промывают мозги.

То, с какой скоростью премьер открестился от идеи сплошного декларирования для граждан, вовсе не говорит о том, что это сплошное декларирование не протащат в рамках очередной налоговой реформы. А скорее говорит о том, что велика вероятность внеочередных выборов. Понятно, что подходить к внеочередным выборам резоннее с нимбом защитника обездоленных над головой, а не в роли автора непопулярного налогового нововведения. Вот и звучат заверения в совершеннейшем почтении к налогоплательщику. И одновременно делается все необходимое к внедрению и сплошного декларирования, и косвенных методов.

Александр Крамаренко

Главред журнала "Деньги.Ua"

Подписывайся на NewsONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.
Loading...