Слушать
Слушать

МВФ может отложить транш из-за земли, пенсий и е-деклараций с кэшем

11.11.2016

Миссия МВФ нежно намекнула на возможную отсрочку четвертого транша из-за нерешительности Украины в борьбе с коррупцией, а также в земельной реформе, приватизации и пенсионной реформе.

Валерия Гонтарева заявила о том, что НБУ свою часть обязательств по Меморандуму о сотрудничестве с МВФ выполнил. Чего пока не может сказать о своих победах Кабмин. Поэтому-то 10 ноября официальный представитель МВФ Джерри Райс во время традиционного брифинга в Вашингтоне заявил, что сроки предоставления Украине очередного, четвертого транша на сумму 1,3 млрд. долларов зависят от итогов работы миссии Фонда в Киеве. Райс заявил об этом "среди прочего", но сигнал, как мне кажется, подан весьма внятный: "шевелитесь, делайте, раз обещали".

Что увидала миссия, которая начала свой визит в Украину в первых числах ноября? Прежде всего, вспомним о том, что она сдвинула начало визита на неделю. Почему? Можно только предполагать, так как официально было заявлено, что причины – технические. А на самом деле между предварительно назначенным сроком (26 октября) и началом ноября произошли два события – таки начала работать система публичного показа е-деклараций госчиновников, а также был подписан и вступил в силу закон о продлении моратория на продажу сельхозземель.

В отношении е-декларирования все ясно – наши зарубежные доноры (МВФ, в том числе) требуют не только заполнения и публикации деклараций, но и активной работы с их содержанием многочисленных антикоррупционных госорганов, созданных по настоянию все тех же доноров.

Успеть запустить этот механизм до конца визита миссии – нереально, но какие-то знаковые решения в отношении наиболее одиозных фигур точно могут успеть принять.
По рынку сельхозземли – в Меморандуме не было обязательств запустить его вот прямо с 1 января 2017 года, но было обязательство подать соответствующий закон в начале осени и принять его в декабре 2016 года. Однако в законе о продлении моратория есть пункт, согласно которому Кабмин обязан подать закон об обороте земель до 1 июля 2017 года. То есть Рада немножко наплевала на обязательства Украины перед МВФ. Проблема? Но выход из нее есть: Кабмину достаточно подать в Раду уже имеющийся проект закона об обороте земель (о готовности инфраструктуры к запуску рынка сельхозземли неоднократно говорил экс-глава Госгеокадастра, а ныне первый замминистра агрополитики Максим Мартынюк). И тогда новый "структурный маяк", то есть обязательство, внесенное в Меморандум в сентябре 2016 года, будет выполнен – несмотря на наличие моратория.

Есть еще два важных "маяка", которые могут стать препятствием для предоставления Украине четвертого транша, но не привязанные к дате начала визита миссии: невыполнение программы приватизации и параметры проекта госбюджета-2017.

С приватизацией все более или менее ясно – в недавних выступлениях глава Фонда госимущества Игорь Белоус заявлял о том, что Фонд не получает от профильных министерств сполна по списку те госпредприятия, которые теми министерствами до сих пор управляются.  А раз нет передачи предприятий от министерств Фонду – затягивается и приватизация. Есть и другие препятствия, но их преодоление в течение пары недель вполне реально – при наличии у правительства политической воли. К слову, публикация е-деклараций дает ему веские аргументы в общении с теми госчиновниками и действующими политиками, которые, мягко скажем, не способствуют реализации планов приватизации.

Заявление Владимира Гройсмана об удвоении минимальной зарплаты, конечно, резко меняет параметры проекта госбюджета-2017, который был принят 20 октября в первом чтении. Но эта проблема, в принципе, решаема двумя-тремя бессонными неделями "гномов Минфина" - тех самых клерков, которые при помощи программки Excel, многолетнего опыта и какой-то матери сейчас лихорадочно пересчитывают госбюджет под 3200-минзарплаты. Так что сохранить проект в рамках согласованного с МВФ дефицита Кабмин сможет – тем более, что основным мотивом там было сокращение расходов на субсидии, а также увеличение поступлений в Пенсионный фонд и местные бюджеты за счет единого соцвзноса и подоходного налога.

А что, если миссия не сочтет возможным предоставить четвертый транш в декабре? Тогда все довольно грустно становится. Во-первых, отодвигание сроков автоматически включает в рассмотрение очередной миссии, которая приедет не раньше середины января также реальные параметры проголосованного госбюджета-2017, а также те требования Меморандума Украины МВФ, которые назначены на декабрь. А там довольно много всего и весьма серьезного. По графику следующий визит для одобрения пятого транша мог бы ожидаться где-то в марте 2017 года – и декабрьские обязательства можно было бы выполнять чуть ли не до февраля. А в случае негативного решения нынешней миссии МВФ такого не удастся.
Во-вторых, откладывание четвертого транша автоматически влечет за собой откладывание пачки других кредитов на сумму около 1 млрд долларов, что не сильно здорового для отечественных финансов.

В общем, у правительства, как у плохого студента, "не хватило пары ночей перед экзаменом". И толку с того, что "отличница" Гонтарева отрапортовала об успехах НБУ. Но шанс вырулить у Кабмина все еще остается – если напрячься и быстро-быстро выполнить взятые на себя в сентябре, но так и не выполненные обязательства. Их пока не так много. В декабре их число и сложность резко вырастут. "Форточка возможностей" - есть, но вот-вот захлопнется. И самое печальное в этом то, что большинство зависших обязательств – из числа реально нужных экономике страны.

Александр Крамаренко, главред журнала "Деньги.Ua"

Loading...